русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Становление и развитие материальной культуры Древнего Египта


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1991; Нарушение авторских прав


Тема 2. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства

Лекция 3. (конспект)

Египетская история делится на периоды : Древнее царство (3 тыс до н.э.), Среднее царство(21-18 в до н.э.) , Новое царство(16-11 в до н.э.) и Поздний период (Левийско-саисский 10-6 в до н.э.), Эллинистический период –связан с покорением Египта Александром Македонским.

Период Древнего царства характерен формированием рабовладельческого государства во главе с фараоном, натуральным хозяйством, появлением меновых ценностей в качестве слитков золота, серебра. меди, строительством каменных гробниц (пирамид) для фараонов .

Период Среднего царства характерен развитием сельского хозяйства, крупными ирригационными работами, значительными успехами в развитии ремесла, возникновением новых городов.

Период Нового царства - захватнические войны, разграбление захваченных территорий приводит к обогащению и усилению жречества и военной аристократии. Это период расцвета строительства дворцов и храмов.

Поздний период характерен строительством дворцовых ансамблей, храмовых комплексов, по - новому организованного жилого строительства,.

В 332 году до н.э. Египет был покорен Александром Македонским, наместником его стал Птолемей, народ встретил их как освободителей от персидского царя. Цари греческого происхождения правили Египтом до 30 года до н.э., после чего он был завоеван римскими легионерами и превратился в провинцию Римской империи.

В 7 веке Египет становится арабским государством, коим и остается до наших дней.

К 3-ему т. до н.э. Египет становится прочно организованным государством с сильной великодержавной властью, внушающей страх не только соседям, но и египетскому народу. Это достигалось системой установленных представлений и верований, обожествлением ее полновластных правителей - фараонов. Во славу царей , во славу незыблемых и непостижимых идей создавалось египетское искусство, причем, оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения , а как утверждение в поражающих воображение формах и образах власти фараона. Фараон так могуществен, что он должен быть увековечен. Возникает вероучение о воскресении усопшего. Так возникли гробницы для усопших, ставшие “домом вечности” . При этом необходимо обеспечить усопшему новую, но вечную жизнь, значит сохранить его тело и снабдить в могиле всем, что ему было нужно при жизни, дабы дух жизни мог вернуться в тело. Так возникло искусство бальзамирования тела, превращения его в мумию, а на случай, если мумия истлеет для усыпальницы, создавалась статуя- подобие тела умершего. Такое страстное желание побороть смерть, надежда на дальнейшую бесконечную жизнь души породили заупокойный культ, наложивший печать чуть ли не на все искусства древнего Египта.



Искусство заупокойного культа не было мрачным. Все в усыпальнице , в ее архитектуре, в ее росписях, во всех предметах, которыми ее наполняли для “ублажения” умершего , должно было выражать красоту жизни. О том свидетельствуют памятники древней египетской цивилизации: каменная архитектура, которая служила, в первую очередь, религии, потому храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны прочно и дошли до наших дней почти в первозданном виде.

Египетский художник вводит каноны, встречавшиеся в первобытном обществе. Его задача добиться наибольшей внушительности и полноты образа в согласии с общей направленностью композиции на плоскости. Лица главных персонажей, равно как и их ноги, показаны в профиль, а чтобы дать цельный образ, верхняя часть туловища развернута в фас с полным выявлением обоих плеч, рук, грудь здесь показывается в профиль.

Египетские пирамиды - финальная ступень длительной эволюции строительного умения. Наиболее древняя из пирамид - ступенчатая пирамида Джоссера, воздвигнутая около 3тыс. лет назад, представляет одно из первых в истории человечества цельнокаменное сооружение. Создателем этой пирамиды был Имхотеп – зодчий, врач, астроном, мудрец. Создать столь сложную систему ходов без применения ортогональных проекций невозможно, способность выстроить в воображении образ трехмерной системы, отталкиваясь от плана и разреза, достижение, сохраняющее свое значение и в наши дни.

Одной из самых знаменитых пирамид нового образа считается пирамида Хеопса в Гизе, высота которой составляла 147 м, а площадь ею занимаемая составляет около 55 тыс. кв.м. .

Следующая по значимости -пирамида Хефрена, сына фараона Хеопса. Планировка заупокойного храма фараона Хефрена послужила образцом для последующих строительств. При строительстве храма использованы пять классических элементов, которые составили композицию всех заупокойных храмов Древнего царства: входной зал-вестибюль, окруженный каменными колоннами, пять камер с культовыми скульптурами, складские помещения и святилище.

Входная часть храма состояла из трех колонных залов, далее - двор с каменными колоннами, посредине которого стоял жертвенный алтарь. Пол центрального двора выложен белым алебастром, перед колоннами из красного гранита стояли огромные белые статуи бога Осириса. Стены коридора сплошь покрыты барельефами. В западной части храма находились пять глубоких камер, в которых стояли культовые статуи фараона. В северной части начинался коридор, по которому можно пройти к складам и святилищу.

Пирамиды Гизы были композиционным центром погребального комплекса, символизирующего превращение усопшего фараона в бога солнца. Но есть в Гизе такое каменное сооружение, подобно которому нет нигде -это огромный сфинкс, каменный лев с головой человека , высеченный из целой скалы. ( длина 57м, высота-20м) . Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном. Сфинкс в Гизе охранял покой мира мертвых, в период Древнего царства его считали земным воплощением бога Солнца. Сфинкс должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта.

К 21 в. до.н.э. -период Среднего царства.. В условиях политической борьбы за власть искусство Среднего царства играло важную роль. Фараоны, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства в силу чего возобновилось строительство царских гробниц и снова в виде пирамид. Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение гигантских каменных пирамид было уже невозможно, размеры этих пирамид значительно уменьшились, строительным материалом служил теперь, в основном, кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Но в тоже время появляется новый тип заупокойного храма. Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. В этот период, чтобы усилить значимость верховной власти в сознании народа скульптурные изображения живых владык Египта стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).

В последствии характер скульптуры меняется, в частности, на это указывают скульптуры, созданные при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте.

Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства, и это было совершенно закономерно. Еще в конце Древнего царства эти номы приобрели политическую и экономическую самостоятельность. Номархи Среднего Египта еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева. Нельзя не отметить, что иероглифические письмена занимают также заметное место в искусстве, ибо каждый иероглиф-рисунок, подобно знаку, выражает понятие или предмет. В дальнейшем иероглифическое письмо превратилось в письмо со значением, независимым от основного смысла рисунка, но графически оно осталось рисуночным. Замечательным тому примером служит стела вельможи Хенену. Таким образом, Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового: трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников.

В Новом царстве вместо архитектуры гробниц ( теперь они таятся в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы становятся значительной политической силой в государстве, поэтому храмы-святилища, посвященные Амону, стали определять архитектуру Египта. В течение нескольких столетий выстраивались храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. От Луксора до Карнака вела аллея сфинксов длиной в 2 км. У входа в храм высились обелиски, мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптуры колоссы. Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь то и был настоящий лес из колонн- папирусообразных, пальмообразных, лотосовидных. Нижние части стен украшались растительными узорами, а потолок расписывали золотыми звездами на темно-синем фоне. В храме помещалось множество статуй, стены, колонны, пилоны, обелиски были испещрены иероглифами и покрыты вязью. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетские храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.В изобразительном творчестве появляется некоторая свобода: появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, три четверти, даже со спины, фигура заслоняет другую. Начинается новый новаторский этап и связан он с именем фараона-реформатора Эхнатона (14 в до н.э.). Эхнатон выступил против жречества, отменил весь древний пантеон богов, чем настроил против себя жречество. Он провозгласил одного бога Атона- как бога всех народов.Искусство в эпоху Эхнатона впервые обратилось к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях искусства разрушена броня непроницаемости, стали изображаться лирические сценки семейной жизни фараонов, скорбь плакальщиц. Впервые появились портретные изображения Эхнатона и его жены Нефертити.

Реформы Эхнатона были слишком сильными, чтобы быть долговечными, а жречество все еще сильно и недовольно. Уже при Тутатнхамоне все старые культы были восстановлены, а имя Эхнатона предано проклятию. Тутанхамон умер в 18 лет, ничего особенного не совершив, но его гробница каким-то образом сохранившаяся , была наполнена ослепительными драгоценностями. Стены усыпальниц были из золота. В гробнице обнаружено много рельефов и скульптур, статуэток, портрет юной жены и его самого, гуляющих в цветущем саду, изображение плакальщиц - теперь это не процессия, а толпа, их ритм усложнился: одни согнуты, другие падают наземь, т.е. уже нет распластанности изображения. Египетское искусство пришло к новым рубежам, но дальше линия развития затухает.

Последний всплеск связан с именем прославленного завоевателя Рамсесса 2, который стал культивировать торжественно-монументальный стиль, что воплотилось в создание таких величественных сооружений как храм Осириса в Абидосе, в Фивах гипостильный зал с 134 колоннами, гигантский храм , посвященный Рамсессу

После Рамсесса 2 последовала полоса завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, Египет утрачивает военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство.

Дальнейшее развитие Египетской культуры связано с покорением ее Александром Македонским в 332 г.до.н.э. и называется он эллинистическим. Для этого периода характерно градостроительство. На главных улицах выстраиваются коллонады, ансамбли дворцов, храмов, виллы с мозаиками и фресками, парки со скульптурами. Самое значительное сооружение – маяк на острове Фарос, который соединялся с набережной Александрии дамбой (архитектор Сострат из Книда). Маяк имел вид трехярусной башни высотой 120 м., верх венчала огромная скульптура Посейдона. Появляются фаюмские портреты, которые выполнялись на холсте или доске в технике восковой живописи.

Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана к 7 в. до н..э.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.Определение дизайна как формальной деятельности и составного элемента экономики. Социально – экономические корни дизайна. | В глоссарий


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.