русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Тема 1.Определение дизайна как формальной деятельности и составного элемента экономики. Социально – экономические корни дизайна.


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 4950; Нарушение авторских прав


Конспекты лекций по истории дизайна

Лекция 1 -2(конспект)

Определение дизайна как формальной деятельности и составного элемента экономики. Социально – экономические корни дизайна.

 

Обращаясь к античности, в частности к греческой, мы находим, что понятийное и звуковое единство древнегреческого слова “техне” не что иное как одновременно искусство, умение, мастерство, а также произведение какого-либо автора и даже изделие. Отсюда искусство и техника есть различные, но дополняющие друг друга формы творческого преобразования окружающей Среды, что характерно для раннего развития труда. Уже во времена Сократа возникла проблема соотнесения красоты и пользы. Одни считали , что красота не имеет никакого отношения к пользе, другие - определяли красоту как наивысшее проявление пользы. Сократ отождествлял прекрасное, полезное с утилитарно-практической значимостью предмета. Искусно украшенный шит, не защищающий воина, нельзя назвать прекрасным, прекрасен даже не украшенный щит, хорошо выполняющий свои функции. Корзина с навозом прекрасна, поскольку полезна. Сократ , хотя и в упрощенной форме , вводит общественную практику в определение прекрасного, эстетического. Т.е. , в каждой вещи Сократ пытается найти свой смысл и определить ее соотнесенность с человеком. С другой стороны , на примере изготовления панцирей, философ рассуждает о том, как возникают закономерности форм утилитарной вещи: она не соответствует прямо тому или другому человеку, хотя может быть изготовлена по индивидуальному заказу, но постепенно становятся настолько адекватными его потребностям, что максимально большое количество людей может ими пользоваться.

Если далее оценивать военную одежду, в разные времена, обнаруживаются сходные принципы формообразования, которые можно определить как эстетику функциональности, причем эстетика понимается здесь широко достигая принципов образно-символического воздействия. Или массовая одежда конца 20 века, в которой стал господствовать универсальный крой (джинсовый, спортивный и т. д.) , напрашивается утверждение Сократа о первенстве целесообразной красоты над отвлеченной красотой.



Нельзя обойти в этой связи и Платона, главное-это поиски не того. что кажется прекрасным , а того чем оно действительно является. Отсюда прекрасное -это единство порядка и меры, различение абсолютной и относительной красоты, к которой приближается красота правильных геометрических тел и линий, цветов спектра....Особенно интересна трактовка Платона понятий “красота” и “польза”. По Платону у искусства две задачи: создание произведений согласно законам мира и формирование характера человека в соответствии с идеей блага. Отсюда возникают два критерия искусства: соответствие и польза или красота и польза, понимая , с точки зрения дизайна, под пользой идею блага.

Понятно с древних времен философы в той или иной форме определяли позиции искусства, разделяли его по воздействию на человека, при этом утверждали его универсальность, уже в приведенных высказываниях прослеживается идея дизайна, идея создания духовно-материальной культуры.

Дизайн в переводе с английского значит: чертеж, проект, эскиз, рисунок, замысел. В нашей реальности дизайн ассоциируется со словом «проект»

В такой ситуации дизайн представляет собой проектную деятельность по разработке и созданию предметных форм с высокими потребительскими и эстетическими свойствами. Более того ,сегодня , дизайн есть системная междисциплинарная проектная деятельность, интегрирующая различные научные познания и художественное мышление, направленная на процессы формирование жизнеобеспечения человека. Одной из основных проблем дизайна является создание антропосообразного, гармоничного человеку мира. Дизайну присущи принципы функциональности и рациональности, так как дизайн формирует комфортную для человека среду обитания, рационально используя пространство, в котором организуются функциональные процессы.

Дизайну свойственен непрерывный поиск и внедрение в производствоновых более совершенных материалов и технологий. Отличительной чертой дизайна является ориентация на инновации, так как законы рынка требуют внедрение самых последних научно-технологических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижения максимального экономического эффекта. Современный дизайн наделен знаниями эргономики, маркетинга. Особое внимание дизайн уделяет эргономике, которая изучает психо-физиологические и функциональные особенности человека, дающие необходимые сведения для создания комфортной среды обитания человека. В процессе проектирования дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы «человек- предмет- среда». Вместе с тем, дизайнеру необходимо проводить исследования для изучения потребительского спроса, анализ эксплуатационных качеств изделия для того. Чтобы была возможность оперативно вносить изменения и соответствующие корректировки в производимый продукт.

Развитие промышленности, создание новых материалов и технологий способствовало распространению дизайна на область производства машин, приборов и инструментов, причем, здесь он привился гораздо быстрее и развивался успешнее, чем в производстве предметов быта. Это обусловилось тем, что технический прогресс, эффективность новых орудий труда стали определяться новым типом связи человека с машиной. В результате автоматизации производства для техники стала характерна приборность, человек имеет дело не со станком, а с прибором , с показаниями приборов.”Человеческий фактор” в системе “человек-машина” выступает как фактор немеханический (как это было), а элементарно-психологический. Эффективность работы этого элемента системы зависит во многом от того, насколько в пространственной организации приборной доски (формы, силуэты. цвет шкал, показателей, рукояток, сигнальных лампочек и т.д.) учтена разрешающая способность зрительного , слухового. тактильного восприятия. Учет человеческого фактора поставил вопрос о согласовании внешней формы машины уже не только и не столько с внешними формами человека-оператора, сколько с возможностями зрительного восприятия форм техники. А это как показал опыт проектирования бытовых изделий , может обеспечить только дизайн.

Так медленно, но верно дизайн распространился на проектирование вообще всей предметной среды. Процесс этот длился примерно -двадцать- двадцать пять лет, с начала 30-х годов. К середине 50-х не осталось ни одного продукта промышленного производства, в проектировании которого не принимал бы участие дизайнер. Вся предметная Среда, создаваемая сегодня с помощью промышленности, формируется при активном участии дизайнера. Сюда входит, все , что обеспечивает условия быта, предметы, обеспечивающие культурное общение и досуг, все предметы, обеспечивающие процесс труда, а также предметы. которые обеспечивают все виды коммуникаций в человеческом обществе. К ним относится печать, радио, кино и телевидение. Дизайнер сегодня работает над проектами книг, газет. журналов, добиваясь цельности макетов, согласованности шрифтов; дизайнер работает над созданием теледекораций , титров фильмов. В такой же функции выступает реклама, вывески, витрины, все дорожные и транспортные знаки и указатели. Наконец, в функции визуальной коммуникации вступают и товары, которые созданы для удовлетворения определенной невизуальной потребности. Прежде, чем удовлетворить потребность, войти в обиход, включиться в предметный комплекс, предмет должен быть выбран из миллионов других. Своим видом он должен сообщить, чем он является, как он может быть связан с другими предметами. Почему средства коммуникации являются объектом работы дизайнера? Потому, что вещественное обеспечение этих средств является таким же продуктом промышленности, как и все другие вещи, также выпускаются промышленностью, с использованием достижений современной промышленности.

Так, начав с нетрадиционных предметов быта, в условиях, когда обнаружилось несоответствие качественных показателей этих предметов реально сложившимся потребностям рынка, дизайн распространился и на традиционные предметы быта, и на предметы самой техники, а также на средства связи между людьми и стал, как бы исподволь, громадным фактором современной экономической жизни многих стран, без которого сегодня представить развитую экономику уже невозможно.

Дизайн активно участвует в формировании культурного пространства (культуры), культуры, обращенной к каждому человеку и к человечеству в целом, отсюда гуманизирующая роль дизайна.

Попробуем разобраться , что есть культура и каково участие дизайна в ее формировании.

Культура ( от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)- совокупность искусственных порядков и объектов. созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческой деятельности и поведения, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Культура есть возделанная Среда обитания человека , организованная посредством специфической человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения продуктами (результатами) этой деятельности ; мир “возделанных” личностей , мир “упорядоченных” коллективов, Объединенных общими экзистенциальными ориентациями, мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов; мир символических обозначений явлений и понятий, созданных для трансляция социально значимой информации, знаний , представлений, опыта, идей...;мир творческих новаций. Отсюда, культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей.

К числу важнейших функций культуры как системы следует отнести: способность к самообновлению, порождению новых форм и способов удовлетворения людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия; способность к саморазвитию, т.е. усложнению структурно-функциональных организационных параметров всей системы культуры.

Современная культура может быть представлена , в основном , в виде трех множеств: духовная, материальная, духовно-материальная.

Духовная- включает в себя информационные, информационно-художественные и символико-коммукативные коды, которые в системе определения ценностей объявлены высокими на сегодняшний день в развитых странах.

Материальная- включает в себя комплекс технико-сырьевых запасов и объектов культуры, которые составляют природную основу человечески определенного “рукотворного” явления в культуре.

Духовно-материальная-составляет жизненый ареал людей, в котором и происходит повседневное функционирование человеческого общества.

Именно в этой части культуры и стал занимать лидирующую позицию дизайн. Дизайн как способ отображения этого мира и дизайн как способ формирования и функционирования и формирование этого мира.

Исторический анализ показывает, что само понятие дизайна претерпело изменения в зависимости от развития экономических отношений в обществе и структуры культуры.

Если раньше дизайн , большей мере , относили к определению духовных и интеллектуальных видов деятельности человека, то в современных условиях дизайн является обязательным для всех производственных процессов. В этой связи интерес представляет проникновение дизайна в сферу отношений между людьми. Более того, без дизайна невозможно говорить о современном подходе к организации мобильных коллективов, объединенных единой целью выполнения социальных задач.

В такой ситуации наиболее емко определение дизайна звучит так:

дизайн-это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), эргономичности (психофизических удобств). четкой социальной ориентации.

Или можно сказать дизайн понимается как глобальный метод построения мира. включая и решение социальных проблем.

Дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной Среды, окружающей человека.

Значит можно говорить о жанровости дизайна, т.е. направлениях. Приведем наиболее характерные из них:

-графический дизайн и дизайн визуальных коммуникаций;

-текстильный дизайн, включая одежду;

-инженерный дизайн-решение дизайнерских проблем инженерно-техническими методами, здесь решаются не инженерные задачи, адизайнерские или художественно-прикладные;

-функциональный дизайн, направленный на решение функциональных проблем или разрешение ситуаций, в которых функциональные ситуации преобладают;

-дизайн транспортных средств, сюда входят все движущиеся объекты;

-арт-дизайн; близость к декоративно-прикладным и другим искусствам обуславливает характер возникающих здесь проблем и методы их решения.

-средовой дизайн- предусматривает решение функциональных задач в условиях городской и сельской Среды, акцентирует связь дизайна с архитектурным и ландшафтным окружением

Перечень направлений дизайн-деятельности расширяется с развитием технологий, техники и потребительских возможностей человека.

 

 

В глоссарий

Культура

Эстетика

Искусство

Материальная культура

Духовная культура

Дизайн

Прикладное искусство

Декоративное искусство

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Становление и развитие материальной культуры Древнего Египта


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.