Отладка (debugging) - это поиск и устранение ошибок реализации в программе. Отладка состоит из двух этапов: первого (более простого) - устранения синтаксических ошибок и второго (основного) - устранения семантических (смысловых) ошибок.
Поиск синтаксических ошибок производит компилятор (см. выше). Для основного этапа отладки используются средства отладки, состоящие в контроле порядка выполнения операторов, значений переменных на различных этапах выполнения, а также модификации их значений. Наиболее простые средства отладки в среде Turbo Pascal 7.0 реализованы следующим образом.
Пошаговое исполнение - с помощью менюDRunDStep OverилиDRunDTrace Into(клавиши F8 и F7). При этом, строка, до которой выполнена программа, становится зеленой. Прервать пошаговое выполнение можно с помощью менюDRunDProgram Resetили комбинацией клавиш Ctrl-F2. Другой вариант поэтапного выполнения программы состоит в выполнении до места положения курсора (менюDRunDGo to cursorили клавиша F4), способ прерывания - тот же.
Просмотр значений переменных осуществляется при помощи меню DDebugDWatch. Когда окно Watch активно, то в него можно добавлять новые переменные для просмотра с помощью клавиши Ins (при этом запрашиваются их идентификаторы) и удалять с помощью клавиши Del. Убрать всё сразу можно через локальное меню (вызывается комбинацией клавиш Alt-F10), пункт clear all.
Пока в результате компиляции исполняемый файл (с расширением .exe) создавался только в памяти. После окончания отладки программу многоразового использования имеет смысл скомпилировать на диск при помощи меню DcompileDdestination DDisk (способ размещения exe - файла приводится в окне сообщений о результатах компиляции).
Для выхода из среды можно использовать комбинацию клавиш Alt-X или пункт Exit меню File.
Алфавит - совокупность допустимых в языке символов (или групп символов, рассматриваемых как единое целое).
В языке Turbo Pascal все компоненты формируются из множества символов стандарта ASCII. Так называемая основная таблица кодов ASCII включает коды от 0 до 127.
Элементы алфавита можно условно разбить на четыре группы:
* символы, используемые в идентификаторах;
* разделители;
* специальные символы;
* неиспользуемые символы.
Идентификатор- имя любого объекта программы- может включать буквы, цифры и символ подчеркивания.
В качестве букв можно использовать 26 латинских букв (прописных и строчных) от A до Z и от a до z. Следует иметь в виду, что прописные и строчные буквы в идентификаторах не различаются: так , например, NAME, Name или nAmE будут идентичны.
В качестве цифр допустимо использовать 10 арабских цифр от 0 до 9. В идентификаторах они могут присутствовать в любой позиции, кроме первой.
Символ подчеркивания может находиться в любой позиции.
Длина идентификатора может быть любой, но значимыми являются только первые 63 символа, и по этим символам все идентификаторы должны быть уникальными.