«Лет через пять каждая компания превратится в интернет- компанию, либо вообще прекратит свое существование...»
Энди Гроув, председатель совета директоров Intel
С высказыванием, приведеннным в эпиграфе, можно согласиться, а можно и засомневаться в столь радикальном изменении бизнес-структур в недалеком будущем. Гроув конечно же под термином «интернет-компания» имел ввиду довольно широко распространенный за рубежом способ организации труда в корпорациях – «виртуальный офис». Насколько активно будет у нас в стране, даже при самом счастливом стечении обстоятельств, подобный (дистантный) метод работы сильно востребован – вопрос спорный. Однако, уже сейчас некоторые продвинутые российские компании обратили свое внимание на этот нетривиальный способ ведения бизнеса. Поэтому стоит об этом поговорить поподробнее.
Позвольте начать с примера. Большинство из вас наверняка хорошо представляет себе суровые офисные будни. Ну, и как у вас начинается утро? Вы приходите на работу, выпиваете чашку кофе, обсуждаете с другом в курилке вчерашний проигрыш Спартака футболистам из Катманду (если вы мужчина) или уровень цен в недавно открывшемся бутике (если женщина), затем возвращаетесь на свое рабочее место, проверяете электронную почту, раздаете пару поручений, дружелюбно переругиваетесь с начальником-клиентами-секретаршей - так плавно и степенно наступает время обеда. После обеда вас посещает благостная мысль о том, что сиесту не дурак выдумал - убиваете на ковыряние в носу еще час драгоценного времени. А потом, с ужасом глядя на часы, осознаете, что на выполнение всех ответственных заданий у вас осталось часа два, за которые вы, конечно же, ничего не успеете.
Причин такого разброда и шатания может быть несколько:
1) конторе вашей без году неделя, то есть все сотрудники пребывают в эйфорическом состоянии ознакомления друг с другом, а работаете вы все как тесно сплоченная семья;
2) слишком много народа и слишком мало обязанностей, которые к тому же еще и неправильно распределены;
3) последняя, самая неразрешимая проблема: ваш начальник – круглый идиот, который сам не понимает, чем толком занимается контора, а уж вы-то и подавно (правда, в этом случае никакой «виртуальный офис» и не поможет).
Идея «виртуального офиса» пришла в голову явно не ленивым людям. Ведь с внедрением подобной структуры в деятельность предприятия требования к дисциплине удваиваются, соответственно, появляется больше головной боли у руководящего состава. И такая - дистантная - форма трудового процесса должна быть основана либо на предельном доверии к сотрудникам (то есть, когда в штате состоят люди, хорошо руководству знакомые по своим деловым качествам и исполнительности), либо на введении каких-то строжайших ограничений и свода специальных правил. То есть, речь идет о полной смене политики компании. Но к этим, казалось бы, минусам добавляется целый ряд преимуществ. Во-первых, внедрять «виртуальный офис» выгодно с экономической точки зрения – как следствие, происходит уменьшение некоторых накладных расходов, в первую очередь, конечно, на амортизацию производства, арендную плату, командировочные, междугородные переговоры и т. п. Во-вторых, повышается эффективность работы – сотрудники не тратят время на дорогу от дома до офиса, решают многие вопросы, консультируясь с вышестоящим начальством в онлайне, а не дожидаясь часами в приемной.
Кроме того, реально экономится время, которое тратится на поездки из одного города в другой, если контора имеет филиалы (или занимается разнонаправленной деятельностью). Для решения вопросов, требующих участия представителей филиалов, достаточно провести онлайновое совещание. Та же самая схема может реально действовать при ведении переговоров с дилерами, поставщиками, клиентами, вплоть до заключения сделок. Да и самим работникам от внедрения подобного удаленного способа работы только лучше, в конце концов, они могут совмещать работу в нескольких местах и складировать в карман денег на порядок больше, чем зарабатывают, сидя на одном месте.
Несмотря на довольно убогое освоение интернет-пространства российскими пользователями, довольно большая прослойка компаний уже не представляет себе ведения бизнеса без услуг Сети. Прежде всего это компании, имеющие непосредственное отношение к интернет-рынку: сетевые маркетинговые агентства, аналитики, дизайн-бюро, сетевые масс-медиа, рекламные и PR-конторы, программисты и многие другие. Для таких структур, естественно, выгодно хотя бы часть штата перевести на «домашнюю» систему. Чаще всего обслуживаемый ими рабочий сектор не требует физического присутствия в конторе и, как правило, у таких людей есть дома компьютеры. Конечно, просчитывая вперед рентабельность такого предприятия, можно слегка умом тронуться, поскольку какой-либо опытной «лестницы» на этот счет пока не выстроено, примеров у нас в стране маловато. И помешать осуществлению идеи может все, что угодно, начиная техническими проблемами и заканчивая наплевательским отношением к работе трудящихся граждан от осознания собственной недосягаемости вне офиса. Но, так называемые первопроходцы уже есть и довольно успешно работают в рамках этой системы, тем более, что сама структура Сети уже давно устроена таким образом, что открывать-то Америку здесь не надо. Для подобной интеграции используются так хорошо знакомые постоянным пользователям Сети форумы, чаты, доски объявлений, поисковые машины, разве что они специализированные и доступны только узкому кругу людей, непосредственно работающих в конторе, перешедшей на режим «виртуальный офис». Для осуществления этих задач в Рунете уже начали работать специализированные серверы для сведения в единую, слаженно действующую структуру, всего рабочего процесса, которые так и называются «виртуальный офис» или «интернет-офис».