Учебная цель:Изучить структурные основы курса по дисциплине «Проектирование информационных систем», его базовые понятия, классификационные категории, и содержательную часть. Определить области охвата курса, а также значение понятия жизненного цикла в ходе реализации проектных работ.
1. Введение в дисциплину «Проектирование информационных систем».
2. Взаимосвязь понятий «Информационная система» и «Проектирование», в структуре курса.
3. Области и направления реализации проектных работ.
4. Классический подход к разработке ИС – каскадная модель (схема водопада).
Проектирование информационных систем (ИС) представляет сложный многоступенчатый вид деятельности, без научной организации которого немыслимо создание и использование современных сложных ИС, в том числе в образовании, предпринимательстве, менеджменте и других областях жизнедеятельности общества. Наряду с получением необходимых для этого теоретических знаний проектировщику ИС требуется обрести устойчивые практические навыки этого вида деятельности. Решению этой задачи посвящена дисциплина специализации «Проектирование информационных систем».
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию. Основная цель информационной системы - организация хранения поиск и передача информации.
При структуризации процессов в сфере человеческой деятельности применяются разные способы вычленения компонентов (подпроцессов) и получаются различные результаты - такие, как «исследование» и «разработка», «анализ» и «синтез» и пр. Эти понятия более конкретны, но и вместе с тем носят более частный характер, а посему не годятся на роль термина, полно и чётко характеризующего суть основной деятельности, осуществляемой в информатике. Нужен термин, который:
· охватывал бы все составляющие процесса научных исследований,
· не был бы столь размытым, как «мышление», «познание» и т.п.,
· давал бы возможность последовательно уточнять (детализировать, конкретизировать) интеллектуальные процессы, протекающие при научных исследованиях вообще и в информатике в частности.
Наиболее подходящим термином на вышеуказанную роль сейчас кажется слово «проектирование», и вот почему. Его вполне допустимо рассматривать в качестве обобщающего понятия для многих интеллектуальных задач, решаемых в процессе мышления и выделяемых разными способами.
Оно наиболее подходящее ещё и по той причине, что корень слова «проектирование» подчёркивает связь между процессом, имеющим такое название, и главными результатами данного процесса. Таковыми являются: «проекция» - то, что получается при анализе сложных явлений с целью получения упрощенных представлений, и «проект» - то, что получается при синтезе сложных представлений из набора более простых образов.
Две вышеуказанные причины послужили обоснованием выбора слова «проектирование» в качестве термина, обозначающего суть той главной деятельности, которая осуществляется в информатике. Не исключена возможность, что в дальнейшем будет найден более подходящий термин на эту роль.
Следующее уточнение описываемой деятельности называется «проектированием информационных систем». В данном словосочетании «информационные системы» выступают, прежде всего, как объекты проектирования, и это вполне естественно для информатики (поскольку ИС считаются её главными объектами).
Как известно, информационные системы способны отображать в себе самые разнообразные явления мироздания, и, стало быть, все явления тоже оказываются потенциальными объектами проектирования.
Имеется ещё одно важное обстоятельство: информационные системы во многих случаях (а может быть и во всех) оказываются субъектами проектирования, т.е. теми исполнителями, которые осуществляют сам процесс проектирования. Изучая процесс проектирования, мы тем самым в значительной мере занимаемся исследованием информационных систем.
Таким образом, между «проектированием» и «информационными системами» существуют отношения двоякого рода, и все они важны для информатики.
Современные информационные технологии предоставляют широкий набор способов реализации ИС, выбор которых осуществляется на основе требований со стороны предполагаемых пользователей, которые, как правило, изменяются в процессе разработки.
Под проектированием ИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте, методах и опыте проектирования объектов аналогичного назначения в соответствии с ГОСТом в проект ИС. С этой точки зрения проектирование ИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ИС: планирования и анализа требований, технического и рабочего проектирования, внедрения и эксплуатации ИС.
Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить:
· требуемую функциональность системы и степень адаптации к изменяющимся условиям ее функционирования;
· требуемую пропускную способность системы;
· требуемое время реакции системы на запрос;
· безотказную работу системы в требуемом режиме, иными словами - готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей;
· простоту эксплуатации и поддержки системы;
· необходимую безопасность.
Производительность является главным фактором, определяющим эффективность системы. Хорошее проектное решение служит основой высокопроизводительной системы.
Проектирование информационных систем охватывает три основные области:
· проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
· проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
· учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.
В реальных условиях проектирование - это поиск способа, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений.
К любому проекту предъявляется ряд абсолютных требований, например, максимальное время разработки проекта, максимальные денежные вложения в проект и т.д. Одна из сложностей проектирования состоит в том, что оно не является такой структурированной задачей, как анализ требований к проекту или реализация того или иного проектного решения.
Считается, что сложную систему невозможно описать в принципе. Это, в частности, касается систем управления предприятием. Одним из основных аргументов является изменение условий функционирования системы, например, директивное изменение тех или иных потоков информации новым руководством. Еще один аргумент - объемы технического задания, которые для крупного проекта могут составлять сотни страниц, в то время как технический проект может содержать ошибки. Возникает вопрос: а может, лучше вообще не проводить обследования и не делать никакого технического проекта, а писать систему «с чистого листа» в надежде на то, что произойдет некое чудесное совпадение желания заказчика с тем, что написали программисты, а также на то, что все это будет стабильно работать?
Если разобраться, то так ли уж непредсказуемо развитие системы и действительно ли получить информацию о ней невозможно? Вероятно, представление о системе в целом и о предполагаемых (руководством) путях ее развития можно получить посредством семинаров. После этого разбить сложную систему на более простые компоненты, упростить связи между компонентами, предусмотреть независимость компонентов и описать интерфейсы между ними (чтобы изменение одного компонента автоматически не влекло за собой существенного изменения другого компонента), а также возможности расширения системы и «заглушки» для нереализуемых в той или иной версии системы функций. Исходя из подобных элементарных соображений, описание того, что предполагается реализовать в информационной системе, уже не кажется столь нереальным. Можно придерживаться классических подходов к разработке информационных систем, один из которых - схема «водопада» (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Каскадная модель («схема «водопада»)
Очень часто проектирование описывают как отдельный этап разработки проекта между анализом и разработкой. Однако в действительности четкого деления этапов разработки проекта нет - проектирование, как правило, не имеет явно выраженного начала и окончания и часто продолжается на этапах тестирования и реализации. Говоря об этапе тестирования, также следует отметить, что и этап анализа, и этап проектирования содержат элементы работы тестеров, например, для получения экспериментального обоснования выбора того или иного решения, а также для оценки критериев качества получаемой системы. На этапе эксплуатации уместен разговор и о сопровождении системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «информационная система».
2. Дайте определение понятия «проектирование».
3. Что такое «Проектирование информационных систем»?
4. В чем заключается основная задача успешного проекта на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации?
5. Назовите три основные области, охватываемые проектированием информационных систем.
6. Расскажите о «схеме водопада».
Список литературы:
1. Анисимов, В.Г. Основы проектирования информационных систем [Текст] / В.Г. Анисимов. – М.: БукВа, 2007. –234 с.
2. Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем [Текст] / Т.В. Гвоздева, Б.А. Баллод. – М.: Феникс, 2008. – 218 с.
3. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем [Текст] / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Феникс, 2008. – 304 с.
4. Фролова, Т.П. Проектирование экономических информационных систем [Текст] / Т.П. Фролова. – М.: Приоритет, 2009. – 310 с.
5. Хашиева, Л.И. Информационные системы в экономике. Учебное пособие [Текст] / Л.И. Хашиева. – М.: МарТ, 2005. – 350 с.