русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Понятие методология, её уровни и их особенности


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 11523; Нарушение авторских прав


 

Методология – это учение о методах исследования, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии сложное и различными учеными практикуется неодинаково. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является понимание методологии как учения о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируются исследования и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования.

Методология – это концептуальное изложение цели, содержание методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. В такой редакции наиболее полно формулируются основные функции методологии:

· определение способа получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления окружающей нас действительности;

· установление путей достижения научно-исследовательской цели;

· обеспечение получения всесторонней информации о процессе или явлении, которое изучается;

· введение новой информации в фонд теории науки;

· уточнение, обогащение, систематизация терминов и понятий науки;

· создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, логико-аналитического инструмента научного познания.

Методология – это наука о структуре, логической организации, средствах и методах деятельности вообще. Ее можно рассматривать и как определенную систему основополагающих идей. Это философское учение о методах познания и преобразования действительности, использования принципов мировоззрения в процессе познания и практики.

В методологии научных исследований различают понятия «объект» и «предмет» познания. Объектом познания принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, предмет познания - исследуемые с определенной целью особенности, относящиеся к объекту.



Объектом научного исследования является окружающий материальный мир и формы его отражения в сознании людей, которые существуют независимо от нашего сознания .Исследоваться могут как эмпирические, так и теоретические объекты Эмпирические объекты при исследовании делятся на натуральные, существующие в природе независимо от нашего сознания и воли, и искусственные, созданные людьми.

В зависимости от числа элементов и связей между ними объекты делятся на простые и сложные. К последним относятся объекты с неустановленной структурой, которую необходимо исследовать, а потом описать.

Для выбора и изучения главного фактора, который влияет на исследуемый объект и совокупность других однотипных объектов, устанавливается их

подобие, которое отвечает цели исследования.

Каждый объект исследования находится в определенной окружающей среде. Поэтому необходимо определить факторы, влияющие на объект исследования, и выбрать среди них наиболее значимые. Критерием выбора значимости ( существенности ) факторов является цель исследования и уровень накопленных знаний в этом направлении. Если уровень знаний о влиянии некоторых факторов на поведение объекта исследования недостаточный, то это может быть основанием для отнесения их в группу существенных.

После выбора объекта исследования, его предмета и факторов, которые влияют на причинно-следственные связи и результаты состояния объекта, определяют его параметры, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целью его исследования. От достоверности установленных параметров исследования им классификации объектов в значительной степени зависят результаты выполненного исследования.

В основу классификации объектов исследования положены принципы логики, которые предусматривают группирование их по определенной методике. Цель классификации состоит в раскрытии всей совокупности понятий об объекте. В связи с этим основой для классификации должен быть взят не произвольный, а существенный признак объекта.

Наиболее широко используются два метода классификации объектов исследования - по наличию или отсутствию признака и по видоизменению его.

Выделяют три уровня в методологии научного познания:

· философский – познавательная деятельность человека по отношению к объективному миру формирует мировоззрение ученого. Общенаучные понятия этого уровня методологии – объективность мира, материалистическая диалектика;

· структурный – объект исследования рассматривается как набор элементов, которые удобны для познания. Элементы объекта составляют предмет исследования. На этом уровне разрабатываются язык науки, общие методы исследования, устанавливаются условия и критерии научности;

· технический – разрабатываются стандарты, типовые методики, руководящие материалы, рабочие инструкции, регламентирующие исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, выбираются образцы, эталоны измерения, система единиц физических величин и их размерность [9].

Согласно современной методологии развитие научного познания идет в такой последовательности: парадигма – парадокс – новая парадигма.

Парадигма – система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной области науки, в соответствии с которыми происходит их развитие.

Парадокс – противоречие, которое возникает в теории при соблюдении в ней принятой правильности рассуждений. Он возникает в связи с новыми научными фактами, экспериментальными результатами. Появление парадокса вызывает кризис парадигмы, а переход к другой парадигме носит характер революционного скачка в научном мировоззрении.

Наличие парадигмы дает науке «здоровый» консерватизм, а обнаружение парадокса и рождение новой парадигмы носит творческий характер.

Методологии теоретического и эмпирического уровней исследований различны.

Теоретические исследования с методологической точки зрения относятся к внешнему уровню научных знаний. Они раскрывают и обосновывают глубинные и существенные стороны явлений, которые изучаются с использованием таких общенаучных методов, как идеализация и формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, понятие и создание гипотез, обобщение.

Теоретические разработки научного исследования включают:

· изучение сущности процесса, явления;

· формирование гипотезы исследования, выбор, обоснование и разработку физической или математической модели;

· математизацию модели;

· анализ теоретических решений, формулировку выводов.

Научная теория должна быть адекватна объекту или исследованию, которые она описывает. Это позволяет в отдельных случаях заменить экспериментальные исследования теоретическими.

Теория должна характеризоваться эвристичностью (прогнозированием и установлением возможностей), конструктивностью (осуществлением проверки основных ее положений по определенным правилам) и простотой (использованием обобщенных законов, ограниченной информации).

Развитие теории осуществляется эволюционным путем, когда она сохраняет свою качественную определенность, и революционным, когда происходит замена ее основных исходных компонентов, математического аппарата и методологии. По сути, это создание новой теории, когда возможности прежней исчерпаны.

Творческий процесс теоретического исследования проходит несколько стадий: знакомство с известными решениями; отказ от известных путей решения аналогичных задач; рассмотрение возможных вариантов решения; непосредственное решение данной проблемы. Творческий процесс представляет по существу отказ от привычных представлений и взглядов на явление, рассмотрение его с другой точки зрения.

Эмпирические исследования дают возможность получить разнообразную информацию о состоянии явлений и процессов, содействуют углублению их количественного и качественного анализа. На этом уровне исследователь получает новые знания с помощью описания, наблюдения и эксперимента. Последний является наиболее эффективным источником эмпирических знаний.

Экспериментальные исследования бывают лабораторными и производственными. В зависимости от темы научного исследования их объем различен.

Методология эксперимента – это его общая структура (проект), т.е. постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований. В ней выделяются такие этапы:

· разработка плана-программы, которая включает наименование темы исследования, рабочую гипотезу, методику эксперимента, перечень необходимых материалов, приборов, установок, список исполнителей, календарный план

работ и смету затрат;

· оценка измерений и выбор средств для проведения эксперимента. Эти средства могут быть стандартными или специально сконструированными и изготовленными для обеспечения необходимой точности измерений;

· проведение эксперимента с тщательно разработанной методикой и последовательностью выполнения операций измерений и наблюдений;

· обработка и анализ экспериментальных данных с использованием математических методов и ЭВМ.

Проведение эксперимента – важнейший и наиболее трудоемкий этап, поскольку возникает необходимость проверки соответствия экспериментальных данных теоретическим предпосылкам, т.е. проверки гипотезы исследования.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология научного творчества и его организация | Основные методы научных исследований


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.