русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Психология научного творчества и его организация


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 3747; Нарушение авторских прав


Научно-исследовательский процесс – это система, которая функционирует с использованием материальных, трудовых и интеллектуальных ценностей Она должна быть рационально организованна, т.е. все её элементы упорядочены, приведены в системные взаимосвязи, обусловленные целевой функцией.

Организация научно-исследовательского процесса состоит в создании организационных предпосылок для исследования и аналитической обработки информации с целью активного влияния на оптимизацию результатов деятельности. Для этого используется комплекс элементов организации: специализация и кооперирование, пропорциональность, параллельность, прямоточность, беспрерывность и ритмичность научно-исследовательского процесса.

Важнейшими особенностями современных научных исследований, которые влияют на её эффективность, являются:

· вероятностный характер их результатов и исследователь должен иметь определенные моральные и волевые качества (организованность, настойчивость, твердость);

· уникальность, которая ограничивает использование типовых методик и решений поставленных задач;

· сложность и комплексность, которые повышают требования к научным работникам при кооперации их труда,

· масштабность и трудоёмкость, требующие изучения большого количества объектов и экспериментальной проверки полученных результатов;

· связь исследований с практикой, которая укрепляется по мере превращения науки в непосредственную производительную силу.

Эффективность труда в научной сфере зависит от целого ряда качественных характеристик работника ( моральных, волевых, интеллектуального уровня и т.п.). Эта особая сфера человеческой деятельности, в процессе которой создаются новые материальные и духовные ценности.

Творческий процесс, включающий четыре стадии: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным моментом творчества считается озарение как интуитивное охватывание искомого результата. Оно свойственно всем людям в процессе их бытия, но особенное значение имеет для научного работника, к качествам которого можно отнести:



· интеллект – сумму мыслительных функций и быстроту их накопления. Он определяется как природной одаренностью, так и саморазвитием, самообразованием личности, направленными на достижение поставленной цели. Под интеллектом научного работника понимают увлеченность трудом, неудовлетворенность, готовность к самопожертвованию ради научной истины;

· психическую устойчивость характеризуется волей и настойчивостью. Воля – это процесс сознательного управления деятельностью, проявляющегося в преодолении трудностей и препятствий на пути к решению проблемы. Препятствия могут быть внутренними(лень, усталость, болезнь, нежелание работать над данной проблемой) и внешними (сложность решаемой задачи, различные помехи,

сопротивление людей, тяжелые внешние условия).

· настойчивость – волевое свойство личности доводить дело до конца, до получения результата, как положительного, так и отрицательного. Последний э тоже результат, требующий глубокого осмысления и учета в дальнейшей работе;

· вдохновение – состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению и реа

лизации замыслов. Оно обостряет внимание, память, волю, ум и связано с большими затратами нервной энергии, но обеспечивает хороший результат;

· процесс мышления – это психологический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщением и отражением действительности в признаках (свойствах) предметов и их взаимосвязи. Основные формымышления – понятия, суждения и умозаключения. Главными его действиями являются анализ и синтез, производными от них – сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстракция и конкретизация. Последнее – это мост от теории к практике.

В научном творчестве значительное место отводится сознательным и подсознательным действиям в достижении результатов.

Под сознательными понимаются действия, которые осознаются личностью, находятся под ее контролем и побуждаются волевыми действиями.

Подсознательные действия – результат реализации научных знаний и опыта в виде озарения, которое совершается в мозгу независимо от воли и сознания.

Для ускорения достижения результата осуществляется интенсификация творческого процесса путем проведения «мозгового штурма», «конференции идей», «кибернетической сессии» и т.п.

Основными качествами научного работника должны быть: целеустремленность, уверенность в своих силах, терпение, честность в работе и при оценке полученных результатов, скромность и самокритичность, знание реальных проблем в сфере своей деятельности и обмен опытом с людьми практики, чувство нового, активная поддержка всего прогрессивного, постоянная концентрация внимания на предмете исследования (табл. 2.2). Они не всегда являются врожденными, их необходимо воспитывать в процессе постоянной работы над собой для развития способностей, памяти, внимания, наблюдательности, формирования привычек [6].

Умственная деятельность является наиболее сложной, так как она требует активизации внимания, процесса мышления, эмоционального напряжения, повышенной чувствительности и зависит не только от интеллекта работника, но и от организации его рабочего места и рабочего дня.

Производительность умственного труда в значительной степени зависит от условий работы, физиолого-психологического комфорта, соответствия рабочего места эргономическим требованиям.

В научной работе важное место занимают этические правила, нормы поведения и взаимоотношения с подчиненными, коллегами, партнерами. Соблюдение этики деловых отношений является одним из основных критериев оценки профессионализма как отдельного работника, так и коллектива в целом.

 

Таблица 2.2. Основные качества научного работника

 

Творческие и деловые качества Основные характеристики
Профессиональные знания Наличие знаний, которые отвечают требованиям избранной сферы деятельности. Обязательные элементы: высокий уровень базового образования, умение пользоваться компьютером, знание иностранных языков
Любознательность Высокий уровень внутреннего стремления к познанию истины, внимание к непознанному и непонятному, высокий интерес к новым знаниям, в частности к научной литературе как источнику знаний
Наблюдательность Способность к целенаправленному восприятию объективных особенностей исследуемых явлений, процессов и предметов
Инициативность Способность к самостоятельным решениям, внутренний толчок к новым формам деятельности
Чувство нового Изобретательность, активная поддержка нового, творческий характер деятельности, нетерпимость к догматизму
Заинтересованность в деле Наличие мотивов, идей, которые подталкивают к исследованиям, отношение к работе как к важному, привлекательному занятию
Пунктуальность, тщательность Своевременное и качественное выполнение работы, поручений и т.д.
Ответственность и надежность Способность брать на себя ответственность за определенный участок работы, за свои или чьи-либо поступки, действия, слова
Коммуникабельность Умение налаживать связи с различными по возрасту, характеру и должности людьми
Отзывчивость Человечность, уважение к другим людям, способность разделить успехи всего коллектива
Честолюбие Стремление стать ведущим, иметь популярность, возможность продвигаться по службе
Внешний вид Гармоничное соединение привлекательности и элегантности стиля в одежде

 

Научный работник трудится в коллективе, для создания которого должны выполняться следующие условия: единство и понимание общей цели, демократизм отношений и одновременно дух коллективизма, объективная оценка (в моральном и материальном выражении) вклада каждого участника, психологическая совместимость членов коллектива, совпадение формального и неформального лидерства в коллективе, рациональное ролевое распределение.

Есть несколько типичных для творчества ролей: генератор идей, критик, исполнитель, эксперт-эрудит, организатор. Задача руководителя правильно распределить эти роли в творческом коллективе, так как все они важны и их действия должны быть направлены на достижение конечного результата.

Развитие коллективного труда в научных исследованиях связано с некоторыми особенностями его активизации и, прежде всего, со свободными дискуссиями для достижения научной истины. Есть много различных методик их проведения, среди которых можно выделить « прямую мозговую атаку». В её основу положена гипотеза о том, что среди большого количества возможных решений есть обязательно одно оптимальное, которое и следует найти.

«Мозговая атака» проводится по определенной методике, которая предусматривает формирование проблемы с выделением её центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению этой проблемы. В процессе обсуждения ни одна идея не может быть отброшена какой бы нелепой она сразу не показалась.

Метод коллективной генерации идей предусматривает выделение среди участников обсуждения: «аниматоров», которые стимулируют процесс творчества; «модераторов» следящих за тем, чтобы полемика участников дискуссии не уходила за рамки приемлемости; «президента», который заостряет внимание участников на сформулированной проблеме; «генераторов», задачей которых является выдвижение идей; «селекторов» оценивающих и выбирающих из предложенных решений наиболее приемлемые

Изучение практики работы научно-исследовательских структур показывает, что «генераторы» научных идей в коллективах не превышают 20% и их труд пока не может нормироваться. Труд остальных работников, занятых исследовательской деятельностью, подлежит количественному измерению, что и определяет их численность.

Рациональная организация труда в научных исследованиях основывается на её плановости, которая выражается в разработке программ , предварительных, рабочих и индивидуальных планах и графиков выполнения работы.

Трудовой режим должен основываться на соединении психофизических функций работника умственного труда и трудовых навыков в познавательной деятельности. Эффективность умственного труда зависит от ряда факторов:

· внутренних – интеллектуальные способности, особенностей воли, состояния здоровья, степени тренерованности в этом виде работы;

· внешних – состояние внешнего окружения, организации рабочего места, режима труда и отдыха;

· организации труда и умственной нагрузки.

Для обеспечения стойкой работоспособности умственную работу следует чередовать с производственными перерывами ( через каждые 1 – 1,5 часа работы 10- 15 минут перерыв, через 3 -4 час работы перерыв на 0,5 – 1 час ). Отдых может быть пассивным, но лучше – активный, связанный с физическими

нагрузками.

Организация рабочего места научного работника тесно связана с формами и методами труда. При этом следует учитывать многие факторы, в т.ч. обеспеченность оргтехникой, освещение, температуру и влажность воздуха, размеры конторской мебели, рабочую позу и т.д.

В работе творческого коллектива немаловажное значение имеет необходимое информационное и материально-техническое обеспечение, создание нормальных психологических и санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, что будет способствовать решению поставленных задач.

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Сферы человеческой деятельности. Общие и отличительные черты.

2. Роль науки на современном этапе развития .

3. Функции науки в современных условиях.

4. Общее и различное в фундаментальных и прикладных исследованиях.

5. Классификация областей наук.

6. Что такое научная идея?

7. Гипотеза как форма научного познания.

8. Логическая структура гипотезы.

9. Основные требования, предъявляемые к гипотезам.

10.Общая характеристика и определение научной теории.

11.Что такое научная концепция, принципы, понятия, положения и факты?

12.Науковедение. Разделы и элементы науки о науке.

13.Основные задачи науковедения.

14.Качества творческой личности и их содержание.

15.Сознательные и подсознательные действия в достижении результата.

16.Основные качества и характеристики научного работника.

17.Особенности умственной деятельности.

18.Формирование и сплоченность научного коллектива.

19.Организация работы научного коллектива.

20.Рабочее место и рабочий день научного работника.

21.Этические нормы и ценности в научной деятельности.

22. Стратегия научных исследований.

23. Тактика научных исследований и её реализация

24.Основные способы апробации результатов научных исследований

25.Проблемная ситуация с методической и прагматической точек зрения

26.Взаимодействие практических потребностей и теоретических поисков при постановке проблемы.

28.Понятие и классификация научных проблем.

29.Стадии разработки научных проблем.

30.Требования, предъявляемые к научной теме.

31.Способы запоминания информационного материала.

32.Формулирование темы научного исследования.

33.Формулирование целей и задач научного исследования.

34.Содержание основных этапов научного исследования.

 

 

Вопросы для семинарского занятия

1. Эволюция и роль науки в условиях рыночной экономики.

2. Приоритетные направления развития науки в Украине.

3. Классификация научных дисциплин, их краткая характеристика.

4. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

5. Научная проблема. Ее разработка и решение как показатель прогресса науки.


3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегия и тактика научных исследований | Понятие методология, её уровни и их особенности


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.