Научно-исследовательский процесс – это система, которая функционирует с использованием материальных, трудовых и интеллектуальных ценностей Она должна быть рационально организованна, т.е. все её элементы упорядочены, приведены в системные взаимосвязи, обусловленные целевой функцией.
Организация научно-исследовательского процесса состоит в создании организационных предпосылок для исследования и аналитической обработки информации с целью активного влияния на оптимизацию результатов деятельности. Для этого используется комплекс элементов организации: специализация и кооперирование, пропорциональность, параллельность, прямоточность, беспрерывность и ритмичность научно-исследовательского процесса.
Важнейшими особенностями современных научных исследований, которые влияют на её эффективность, являются:
· вероятностный характер их результатов и исследователь должен иметь определенные моральные и волевые качества (организованность, настойчивость, твердость);
· уникальность, которая ограничивает использование типовых методик и решений поставленных задач;
· сложность и комплексность, которые повышают требования к научным работникам при кооперации их труда,
· масштабность и трудоёмкость, требующие изучения большого количества объектов и экспериментальной проверки полученных результатов;
· связь исследований с практикой, которая укрепляется по мере превращения науки в непосредственную производительную силу.
Эффективность труда в научной сфере зависит от целого ряда качественных характеристик работника ( моральных, волевых, интеллектуального уровня и т.п.). Эта особая сфера человеческой деятельности, в процессе которой создаются новые материальные и духовные ценности.
Творческий процесс, включающий четыре стадии: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным моментом творчества считается озарение как интуитивное охватывание искомого результата. Оно свойственно всем людям в процессе их бытия, но особенное значение имеет для научного работника, к качествам которого можно отнести:
· интеллект – сумму мыслительных функций и быстроту их накопления. Он определяется как природной одаренностью, так и саморазвитием, самообразованием личности, направленными на достижение поставленной цели. Под интеллектом научного работника понимают увлеченность трудом, неудовлетворенность, готовность к самопожертвованию ради научной истины;
· психическую устойчивость характеризуется волей и настойчивостью. Воля – это процесс сознательного управления деятельностью, проявляющегося в преодолении трудностей и препятствий на пути к решению проблемы. Препятствия могут быть внутренними(лень, усталость, болезнь, нежелание работать над данной проблемой) и внешними (сложность решаемой задачи, различные помехи,
сопротивление людей, тяжелые внешние условия).
· настойчивость – волевое свойство личности доводить дело до конца, до получения результата, как положительного, так и отрицательного. Последний э тоже результат, требующий глубокого осмысления и учета в дальнейшей работе;
· вдохновение – состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению и реа
лизации замыслов. Оно обостряет внимание, память, волю, ум и связано с большими затратами нервной энергии, но обеспечивает хороший результат;
· процесс мышления – это психологический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщением и отражением действительности в признаках (свойствах) предметов и их взаимосвязи. Основные формымышления – понятия, суждения и умозаключения. Главными его действиями являются анализ и синтез, производными от них – сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстракция и конкретизация. Последнее – это мост от теории к практике.
В научном творчестве значительное место отводится сознательным и подсознательным действиям в достижении результатов.
Под сознательными понимаются действия, которые осознаются личностью, находятся под ее контролем и побуждаются волевыми действиями.
Подсознательные действия – результат реализации научных знаний и опыта в виде озарения, которое совершается в мозгу независимо от воли и сознания.
Для ускорения достижения результата осуществляется интенсификация творческого процесса путем проведения «мозгового штурма», «конференции идей», «кибернетической сессии» и т.п.
Основными качествами научного работника должны быть: целеустремленность, уверенность в своих силах, терпение, честность в работе и при оценке полученных результатов, скромность и самокритичность, знание реальных проблем в сфере своей деятельности и обмен опытом с людьми практики, чувство нового, активная поддержка всего прогрессивного, постоянная концентрация внимания на предмете исследования (табл. 2.2). Они не всегда являются врожденными, их необходимо воспитывать в процессе постоянной работы над собой для развития способностей, памяти, внимания, наблюдательности, формирования привычек [6].
Умственная деятельность является наиболее сложной, так как она требует активизации внимания, процесса мышления, эмоционального напряжения, повышенной чувствительности и зависит не только от интеллекта работника, но и от организации его рабочего места и рабочего дня.
Производительность умственного труда в значительной степени зависит от условий работы, физиолого-психологического комфорта, соответствия рабочего места эргономическим требованиям.
В научной работе важное место занимают этические правила, нормы поведения и взаимоотношения с подчиненными, коллегами, партнерами. Соблюдение этики деловых отношений является одним из основных критериев оценки профессионализма как отдельного работника, так и коллектива в целом.
Таблица 2.2. Основные качества научного работника
Творческие и деловые качества
Основные характеристики
Профессиональные знания
Наличие знаний, которые отвечают требованиям избранной сферы деятельности. Обязательные элементы: высокий уровень базового образования, умение пользоваться компьютером, знание иностранных языков
Любознательность
Высокий уровень внутреннего стремления к познанию истины, внимание к непознанному и непонятному, высокий интерес к новым знаниям, в частности к научной литературе как источнику знаний
Наблюдательность
Способность к целенаправленному восприятию объективных особенностей исследуемых явлений, процессов и предметов
Инициативность
Способность к самостоятельным решениям, внутренний толчок к новым формам деятельности
Чувство нового
Изобретательность, активная поддержка нового, творческий характер деятельности, нетерпимость к догматизму
Заинтересованность в деле
Наличие мотивов, идей, которые подталкивают к исследованиям, отношение к работе как к важному, привлекательному занятию
Пунктуальность,
тщательность
Своевременное и качественное выполнение работы, поручений и т.д.
Ответственность и надежность
Способность брать на себя ответственность за определенный участок работы, за свои или чьи-либо поступки, действия, слова
Коммуникабельность
Умение налаживать связи с различными по возрасту, характеру и должности людьми
Отзывчивость
Человечность, уважение к другим людям, способность разделить успехи всего коллектива
Честолюбие
Стремление стать ведущим, иметь популярность, возможность продвигаться по службе
Внешний вид
Гармоничное соединение привлекательности и элегантности стиля в одежде
Научный работник трудится в коллективе, для создания которого должны выполняться следующие условия: единство и понимание общей цели, демократизм отношений и одновременно дух коллективизма, объективная оценка (в моральном и материальном выражении) вклада каждого участника, психологическая совместимость членов коллектива, совпадение формального и неформального лидерства в коллективе, рациональное ролевое распределение.
Есть несколько типичных для творчества ролей: генератор идей, критик, исполнитель, эксперт-эрудит, организатор. Задача руководителя правильно распределить эти роли в творческом коллективе, так как все они важны и их действия должны быть направлены на достижение конечного результата.
Развитие коллективного труда в научных исследованиях связано с некоторыми особенностями его активизации и, прежде всего, со свободными дискуссиями для достижения научной истины. Есть много различных методик их проведения, среди которых можно выделить « прямую мозговую атаку». В её основу положена гипотеза о том, что среди большого количества возможных решений есть обязательно одно оптимальное, которое и следует найти.
«Мозговая атака» проводится по определенной методике, которая предусматривает формирование проблемы с выделением её центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению этой проблемы. В процессе обсуждения ни одна идея не может быть отброшена какой бы нелепой она сразу не показалась.
Метод коллективной генерации идей предусматривает выделение среди участников обсуждения: «аниматоров», которые стимулируют процесс творчества; «модераторов» следящих за тем, чтобы полемика участников дискуссии не уходила за рамки приемлемости; «президента», который заостряет внимание участников на сформулированной проблеме; «генераторов», задачей которых является выдвижение идей; «селекторов» оценивающих и выбирающих из предложенных решений наиболее приемлемые
Изучение практики работы научно-исследовательских структур показывает, что «генераторы» научных идей в коллективах не превышают 20% и их труд пока не может нормироваться. Труд остальных работников, занятых исследовательской деятельностью, подлежит количественному измерению, что и определяет их численность.
Рациональная организация труда в научных исследованиях основывается на её плановости, которая выражается в разработке программ , предварительных, рабочих и индивидуальных планах и графиков выполнения работы.
Трудовой режим должен основываться на соединении психофизических функций работника умственного труда и трудовых навыков в познавательной деятельности. Эффективность умственного труда зависит от ряда факторов:
· внутренних – интеллектуальные способности, особенностей воли, состояния здоровья, степени тренерованности в этом виде работы;
· внешних – состояние внешнего окружения, организации рабочего места, режима труда и отдыха;
· организации труда и умственной нагрузки.
Для обеспечения стойкой работоспособности умственную работу следует чередовать с производственными перерывами ( через каждые 1 – 1,5 часа работы 10- 15 минут перерыв, через 3 -4 час работы перерыв на 0,5 – 1 час ). Отдых может быть пассивным, но лучше – активный, связанный с физическими
нагрузками.
Организация рабочего места научного работника тесно связана с формами и методами труда. При этом следует учитывать многие факторы, в т.ч. обеспеченность оргтехникой, освещение, температуру и влажность воздуха, размеры конторской мебели, рабочую позу и т.д.
В работе творческого коллектива немаловажное значение имеет необходимое информационное и материально-техническое обеспечение, создание нормальных психологических и санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, что будет способствовать решению поставленных задач.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Сферы человеческой деятельности. Общие и отличительные черты.
2. Роль науки на современном этапе развития .
3. Функции науки в современных условиях.
4. Общее и различное в фундаментальных и прикладных исследованиях.
5. Классификация областей наук.
6. Что такое научная идея?
7. Гипотеза как форма научного познания.
8. Логическая структура гипотезы.
9. Основные требования, предъявляемые к гипотезам.
10.Общая характеристика и определение научной теории.
11.Что такое научная концепция, принципы, понятия, положения и факты?
12.Науковедение. Разделы и элементы науки о науке.
13.Основные задачи науковедения.
14.Качества творческой личности и их содержание.
15.Сознательные и подсознательные действия в достижении результата.
16.Основные качества и характеристики научного работника.
17.Особенности умственной деятельности.
18.Формирование и сплоченность научного коллектива.
19.Организация работы научного коллектива.
20.Рабочее место и рабочий день научного работника.
21.Этические нормы и ценности в научной деятельности.
22. Стратегия научных исследований.
23. Тактика научных исследований и её реализация
24.Основные способы апробации результатов научных исследований
25.Проблемная ситуация с методической и прагматической точек зрения
26.Взаимодействие практических потребностей и теоретических поисков при постановке проблемы.
28.Понятие и классификация научных проблем.
29.Стадии разработки научных проблем.
30.Требования, предъявляемые к научной теме.
31.Способы запоминания информационного материала.
32.Формулирование темы научного исследования.
33.Формулирование целей и задач научного исследования.
34.Содержание основных этапов научного исследования.
Вопросы для семинарского занятия
1. Эволюция и роль науки в условиях рыночной экономики.
2. Приоритетные направления развития науки в Украине.
3. Классификация научных дисциплин, их краткая характеристика.
4. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
5. Научная проблема. Ее разработка и решение как показатель прогресса науки.