Судовые перегрузочные средства (On board cargo handling gear)
Перегрузка – это перемещение груза на или с транспортного средства. Многие грузы перемещаются с помощью грузовых средств (Cargo Handling gear). Только очень малое количество грузов перемещается вручную (manpower).
Грузовое устройство устанавливается или на берегу (Shore loader) или на борту судна (Self loader / unloader). Портовые краны представлены или на рельсовом ходу, или на автомобильных шинах, мобильные и очень удобные.
Имеется много типов грузовых устройств для установки на судах и выбор их зависит от одного или нескольких приведенных условий:
1. От фрахтователей и их потребностей: какие грузы они намерены перевозить;
2. Район плавания и требования портов в этом районе к перегрузочному оборудованию. Такие районы Африки, Южной Америки, Азии, а также малые порты и территории заводов по всему миру;
3. В зависимости от специализации перевозимых грузов: навалочные или очень тяжелые, требуемые специальных тяжелых кранов на борту судна;
4. Специальные разовые перевозки грузов: крупногабаритные фабрики, перевозимые секциями, или большие тяжелые машины.
Судовые краны ухудшают остойчивость судна и отнимают часть грузоподъемности, стоят дорого и требуют ухода.
На судне для перевозки генеральных грузов установленные два крана, включая фундаменты, составляют 10% построечной стоимости судна.
Рефрижераторные суда часто имеют 7 или более легких кранов, которые могут стоить до 20% построечной стоимости крана.
Как компромиссный вариант возможно строительство судов без кранов, но с фундаментами и системами трубопроводов. Если краны потребуются, они могут быть установлены без радикальных изменений в корпусе и без экстремальных потерь времени, если краны заказаны заблаговременно.
Статутные требования для грузового устройства, включая лифты, рампы, подъемные палубы и т.д. включены в конвенцию МОТ 152 (ILO 152).
Соответствие грузового устройства требованиям МОТ контролируется Государством флага и Классификационным обществом.
Классификация грузового устройства регулируется:
− национальным законодательством, которое устанавливает, что судно проверяется ежегодно и классификационные освидетельствования проводятся каждые 5 лет;
− международным законодательством, которое устанавливает, что грузовое устройство должно освидетельствоваться Классом ежегодно в работе (Annual Survey).Один раз в 5 лет проводится очередное освидетельствование (Quadrennial Survey), т.е. тест в работе плюс разборка всех блоков, скоб, вертлюгов и т.д. и тест под нагрузкой.