Основна:
1. Зиновьев Ф.В. Методика экономического обучения: учебное пособие для экономических вузов / Зиновьев Ф. В. – С.: Таврия, 2001. – 160 с.
2. Болюбаш Я.Я.Організація навчального процесу у вищих закладах освіти: навч. посібник для слухачів закладів підвищення кваліфікації системи вищої освіти / Я.Я. Болюбаш – К.: ВВП "Компас", 1997. – 64 с .
3. Стеченко Д. М. Методологія наукових досліджень: підручник / Д. М. Стеченко, О. С. Чмир. – [2-ге вид., переробл. і допов.] - К.: Знання, 2007. – 317 с.
4. Шейко В. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності: підручник / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – 5-те вид., стер. – К.: Знання, 2006. – 307 с.
Додаткова:
1. Про вищу освіту: Закон України від 17.01.2002 № 2984 - III // Відомості Верховної Ради України. – 2002. – № 20.
2. Про наукову і науково – технічну діяльність: Закон України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www. rada.gov.ua
3. Про наукову–технічну інформацію: Закон України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www. rada.gov.ua
4. Про інформацію: Закон України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: www. rada.gov.ua
5. Арутюнов В. Х. Методологія соціально-економічного пізнання: навч. посібник / В. Х. Арутюнов, В. М. Мішин, В. М. Свінціцький. – К.: КНЕУ, 2005. – 352 с.
6. Єріна А. М. Методологія наукових досліджень: навч. посіб. / А. М. Єріна, В. Б. Захожай, Д. Л. Єрін. – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – 212 с.
7. Крушельницька О. В. Методологія та організація наукових досліджень: навч. посіб. / О. В. Крушельницька. – К.: Кондор, 2009. – 206 с.
8. Лесюк О. І. Методологія наукових досліджень: навч. посіб. / О. І. Лесюк. – Івано-Франківськ: Факел, 2003. – 297 с.
9. Методика экономических исследований: учеб. пособие / под ред. Ф. В. Зиновьева. – Симферополь: Изд-во “Таврия”, 1999. – 168 с.
10. Романчиков В. І. Основи наукових досліджень: навч. посіб. / В. І. Романчиков. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 254 с.
11. Соловйов С. М. Основи наукових досліджень: навч. посіб. / С. М. Соловйов. – К.: Центр учбової літератури, 2007.–176 с.
12. Тринько Р. І. Методика економічних досліджень / Р. І. Тринько. – Львів: “Українські технології”, 1999. – 356 с.
13. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
14. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: методичний посібник для студентів магістратури / С.С. Вітвицька – К.: ЦНЛ, 2003. – 316 с.
15. Обчислювальна техніка і технічні засоби навчання / За ред. проф. Р.С. Гуревича. – Вінниця: ВДПУ імені Михайла Коцюбинського, 1999.– 324 с.
16. Потеев М.И. Практикум по методике обучения во втузах: учеб. пособие / М.И. Потеев.– М.: Высш. шк., 1990.- 207 с.
17. Смолин A.M. Методы активного обучения: научн. метод. Пособие / А.М. Смолин – М.: Высш. шк., 1991.– 176 с.
18. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю.Г.Фокин. – М.: „Академия”, 2002. – 224 с.
19. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: метод. пособие / Г.И.Хозяинов – М.: Высш. шк., 1988. –168 с.
20. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 437 с.
Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Вопросы лекции:
1. Введение.
2. Основные понятия и исходные положения.
3. Метод сечений, понятие о напряжениях.
4. Понятия о перемещениях и деформациях.
1.1. Введение
В процессе эксплуатации машин и сооружений их элементы (стержни, балки, пластины) в той или иной степени участвуют в работе конструкции и подвергаются воздействию различных нагрузок. Для обеспечения безаварийной работы конструкции инженеру необходимо подобрать материал и размеры конструктивных элементов таким образом, чтобы они:
– не разрушались при действии расчетных нагрузок, т. е. были прочными;
– были достаточно жесткими, т.е. перемещения (деформации) элементов конструкции не превышали заданных величин;
– были устойчивыми, т.е. сохраняли под действием нагрузок первоначальную устойчивую форму равновесия.
Сопротивление материалов – наука о прочности, жесткости и надежности элементов инженерных конструкций. Основная цель этой науки – дать методы подбора надежных размеров тел при наименьшем весе.
В теоретической механике тело рассматривается как система материальных точек с неизменными расстояниями между ними. В природе таких абсолютно жестких тел не существует. Фактически при воздействии на тело внешних нагрузок расстояния между его частицами изменяются. Тело при этом меняет свои размеры и первоначальную геометрическую форму – деформируется.
Внутренние силы, действующие между частицами, оказывают сопротивление внешним нагрузкам, приложенным к телу. Величина этого сопротивления зависит от степени деформации тела и физико-механических свойств материала, из которого оно изготовлено. Деформация тела продолжается до тех пор, пока не установится равновесие между конечными значениями внешних нагрузок и внутренними силами сопротивления. Полученное состояние тела будем называть напряженным состоянием.
В дисциплине сопротивления материалов рассматриваются следующие основные вопросы:
а) определение напряженного состояния деформируемых тел, вызванного силовыми воздействиями различного происхождения;
б) анализ и обобщение результатов лабораторных опытов, проведенных над образцами из различного материала при различных силовых воздействиях;
в) установление изменений размеров тел при деформациях;
г) определение надежных размеров, при которых тело, не разрушаясь и не деформируясь свыше установленных норм, может длительно выдерживать заданные нагрузки при минимальном весе.
При рассмотрении этих вопросов используется ряд основных понятий и определений. Введем основные понятия, принимаемые при изучении дисциплины.
Прочность – это способность конструкции выдерживать заданную нагрузку, не разрушаясь.
Жесткость – способность конструкции к деформированию в соответствии с заданным нормативным регламентом.
Деформирование – свойство конструкции изменять свои геометрические размеры и форму под действием внешних сил.
Устойчивость – свойство конструкции сохранять при действии внешних сил заданную форму равновесия.
Упругость – способность тела восстанавливать свою форму после снятия внешних нагрузок.
Пластичность – свойство тела сохранять полученную при нагружении деформацию после прекращения действия нагрузки.
Ползучесть – способность материала медленно и непрерывно деформироваться при длительной постоянной нагрузке при высоких температурах.
При этом главной задачей сопротивления материалов является формирование знаний для применения математического аппарата при решении прикладных задач, осмысления полученных численных результатов и поиска выбора наиболее оптимальных конструктивных решений. То есть данный предмет является базовым для формирования инженерного мышления и подготовки кадров высшей квалификации по техническим специализациям.
В расчетах встречаются следующие три типа практических задач:
1) при заданных нагрузках найти размеры тела;
2) при заданных размерах тела установить допускаемые нагрузки;
3) при заданных нагрузках и размерах проверить тело на прочность, жесткость, устойчивость.
Наука о сопротивлении материалов зародилась очень давно. Начало ее систематического развития можно отнести к 1638 г., когда вышла книга знаменитого итальянского ученого Галилея «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». Поводом к созданию этой книги послужил ряд практических вопросов, возникших при постройке судов, каналов и шлюзов в Венеции.
В дальнейшем с ростом строительства и машиностроения развитие науки о сопротивлении материалов шло параллельно с развитием теоретической механики, что облегчило разработку основных законов и положений новой науки. Этому развитию способствовали работы выдающихся ученых и инженеров, среди которых видное место занимают ученые нашей страны.
Следует указать на знаменитых ученых Л. Эйлера и Д. Бернулли, членов Петербургской академии наук, сделавших в XVIII в. большой вклад в развитие теории сопротивления материалов. В XIX в. были известны выдающиеся работы русских ученых: М. В. Остроградского, Д. И. Журавского, Ф. С. Ясинского и др., способствовавшие развитию теории упругих тел. В области испытания материалов надо отметить работы профессора Н. А. Белелюбского.
С начала XX в. русские ученые играли видную роль в науке о сопротивлении материалов. Профессор И. Г. Бубнов создал теорию прочности корабля; академик А. Н. Крылов – крупнейший специалист по прикладной математике и механике – известен своими исследованиями динамических процессов; академик Б. Г. Галеркин решил ряд важных задач теории упругости и др.
В России среди ученых, внесших ценный вклад в развитие теории сопротивления материалов и много сделавших для широкого применения ее к инженерным расчетам, следует назвать профессоров В. Л. Кирпичева, С. П. Тимошенко.