Задача 1. Студент еженедельно получает от родителей 20 рублей на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной.
a) Цена продуктов питания (ПП) – 0,5 рубля за единицу, цена развлечений (Р) – 0,5 рубля за единицу;
b) ПП=0,5 рубля, Р=1 рубль;
c) ПП=1 рубль, Р=0,5 рубля;
d) ПП=0,4 рубля, Р=0,4 рубля;
e) ПП=0,5 рубля, Р=0,5 рубля, но доходы студента увеличиваются до 25 рублей в неделю.
f) Прокомментируйте бюджетные линии d) и e) и сравните с бюджетной линией a).
Строим бюджетные линии. Вывод такой: Бюджетные линии d) и e) абсолютно одинаковы, так как что при снижении цены, что при увеличении дохода, студент потребляет одинаковое количество единиц благ. По сравнению с бюджетной линией a), бюджетные линии d) и e) сдвинулись вверх, т.к. именно от изменения дохода зависит перемещение бюджетной линии вверх или вниз.
Задача 2. Студент читает журналы и слушает музыку. Таблица показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала – 1,5 рубля, а цена кассеты – 7,5 руб. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов. (В задаче дано только то, что выделено жирным шрифтом, остальное – наши расчеты).
количество
журналы
кассеты
полезность
MU
MU/P
полезность
MU
MU/P
-
55,5
34,66667
32,66667
236,25
31,5
46,4
30,93333
44,16667
29,44444
25,33333
42,14286
28,09524
173,5714
23,14286
40,25
26,83333
159,375
21,25
38,55556
25,7037
146,6667
19,55556
37,1
24,73333
a) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
Расчет происходит по формуле:
b) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
c) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.
Смотреть столбцы «предельная полезность» в таблице. Как считала? Общую полезность делим на номер блага.
d) Изобразите на рисунке предельную полезность кассет.
e) Можете ли Вы установить, максимизирует ли студент свою полезность.
Можем, но только исходя из условных исчислений (смотреть пункт h). Возможно, студент считает, что именно такой набор потребляемых благ приносит ему наибольшую полезность)))
f) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет потратит на покупку кассет?
Если считать, что бюджет студента равен 30 рублям, то максимум он сможет купить 4 кассеты. Полезность 4х кассет равна 945 ютилей.
g) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.
Смотреть столбцы «MU/P» в таблице. Предельную полезность делим на цену.
h) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
При покупке 10 журналов и 2 кассет полезность = 1001.
При покупке 4 кассет полезность = 945.
При покупке 3 кассет и 5 журналов = 1042. Максимальна полезность именно при данном наборе благ.