В настоящее время к основным функциям государственных органов в инновационной сфереотносятся следующие:
1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
2) координация инновационной деятельности;
3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;
6) формирование инновационной инфраструктуры;
7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;
11) регулирование международных аспектов инновационных процессов.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельностиотносятся:
– прямое финансирование;
– предоставление беспроцентных банковских ссуд;
– создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
– снижение государственных патентных пошлин;
– отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
– права на ускоренную амортизацию;
– сети технополисов, технопарков.
Основными направлениями государственной поддержки инновационной политикиявляются:
а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
В России действует ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, из налогообложения исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектовиз бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте особенно важно принятие Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ», который определяет стратегию, принципы и порядок формирования государственной инновационной политики; определяет порядок и источники финансирования, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отражает правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Основными элементами системы государственной поддержки инноваций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие поддержку инновационных проектов на различных этапах инновационного цикла.
К основным внебюджетным формам поддержки относятся следующие:
1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;
3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
4) государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
5) государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг).
Субъектами образования внебюджетных фондов являются:
Министерство науки и технологий РФ, в том числе Российский фонд технологического развития;
Федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;
иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;
корпорации, концерны и ассоциации (могут образовывать внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений).
Вопросы для повторения
1.Чем объясняется необходимость государственного регулирования инновационной деятельности?
2.Каковы функции государства в области инновационной деятельности? Как они распределяются между органами регулирования?
3. Какие инструменты применяются для поддержки инноваций в России?
& Рекомендуемый библиографический список [7, 11, 17, 36, 46].