Научная организация труда – постоянно осуществляемый процесс внедрения комплекса мероприятий, обеспечивающих применение на производстве научных достижений и передового опыта с целью повышения эффективности производства, экономии рабочего времени, создания благоприятных условий труда, повышения удовлетворенности трудом как одного из требований, составляющих качество трудовой жизни.
Задачи научной организации труда:
1) экономические (рост производительности труда, улучшение использования ресурсов труда и рабочего времени, экономия всех видов ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции и эффективности производства);
2) организационные (определение порядка и последовательности работ, обеспечение бесперебойности трудового процесса и равномерной загруженности работника, создание действенной системы ответственности и стимулирования за результаты труда, а также системы его нормирования);
3) психофизиологические (оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия психофизиологических характеристик человека особенностям трудовой деятельности, обеспечение безопасности труда);
4) социальные (повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для развития работников, повышения их квалификации и расширения профессионального профиля, реализации их трудовой карьеры и роста их благосостояния).
Функции научной организации труда:
1) ресурсосберегающая – выражается через экономию всех видов ресурсов, в т.ч. и трудовых;
2) оптимизирующая – проявляется в обеспечении соответствия уровня организации на предприятии передовому уровню технической оснащенности, передовым формам и методам труда, что обеспечивает конкурентоспособность предприятия;
3) трудощадящая – обеспечивает сохранность здоровья работника и поддержание его работоспособности на высоком уровне;
4) гармонизирующая – призвана оптимизировать соотношение физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник в процессе трудовой деятельности, что снижает монотонность труда человека;
5) формирующая – заключается в установлении и реализации системы непрерывного образования на производстве, включающей профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, переподготовку и повышение квалификации;
6) обогащающая – предполагает рост содержательности труда и его привлекательности для работника путем гуманизации труда, устранения ручных, монотонных операций и функций, обеспечение перемены труда;
7) развивающая – реализуется посредством создания эстетически привлекательной производственной среды, рационализации режимов труда и отдыха, развитие производственной демократии;
8) воспитательная – нацелена на соблюдение дисциплины труда, самодисциплины, социального контроля, трудовой активности и творческой инициативы;
9) управленческая – способствует решению задач, направленных на создание, нормальное функционирование и развитие системы организации труда на предприятии.
Принципы научной организации труда:
1) системность (предполагает учет всех элементов организации труда на предприятии, их взаимосвязей и взаимного влияния);
2) комплексность (реализуется в использовании при организации труда на предприятии достижений ряда наук, касающихся всех сторон трудовой деятельности);
3) непрерывность (означает, что работа по совершенствованию организации и нормированию труда должна носить систематический характер и проводиться регулярно);
4) экономичность (состоит в том, что существуют различные способы и методы организации труда на предприятии и составляющих его элементов, и из них следует выбрать тот, при котором затраты на реализацию принятого организационного решения будут минимальны, а получаемые результаты – максимальны и в ближайшей перспективе);
5) гуманизация (предполагает создание таких условий трудовой деятельности на предприятии, при которых максимально учитываются физиологические, психофизиологические и социальные возможности человека).