Для расчета ценовой эластичности спроса прибегают к ретроспективному анализу на основе статистики сбыта. Определить эластичность спроса по цене можно по формуле
где
процентное изменение спроса;
первоначальный спрос;
процентное изменение цены;
первоначальная цена.
Для расчета спроса в определенном временном промежутке берут среднее арифметическое значение его начальных и конечных показателей.
Процентное изменение цены рассчитывают по следующей формуле:
где
- начальная и новая цена соответственно.
Аналогично процентное изменение спроса рассчитывается по формуле
Где Q1 и Q0 - объем спроса до изменения цены и после изменения.
Исходя из рассчитанных по формулам для АР и AQ процентных изменений цены и спроса рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене КЕр. Он равен отношению прироста величины спроса к приросту цены:
Для любых товаров показатель ценовой эластичности спроса будет отрицательной величиной, поскольку или показатели изменения цены, или показатели изменения спроса будут в абсолютном выражении иметь отрицательные значения. Поэтому для удобства «минус» принято опускать.
Пример решения
Розничный магазин в ситуации конкуренции каждый квартал снижал цены на сахар. Объем сбыта в разные промежутки времени изменялся по-разному, что, очевидно, зависело не только от изменения цен. Определим, какова была эластичность спроса в каждом квартале и за год.
Временной период
Объем сбыта, тыс. кг
Цена, руб.
Выручка, тыс. руб.
1 квартал
27,0
II квартал
26,0
III квартал
25,0
1 000
IV квартал
40,5
24,0
Рассчитаем процентное изменение цены ∆Р, %:
• первый интервал — 3,8;
• второй интервал — 3,9;
• третий интервал — 4,1.
Рассчитаем относительное изменение спроса ∆Q в каждом периоде:
• первый интервал — 2,7;
• второй интервал — 7,8;
• третий интервал — 1,2.
Подставляя полученные значения в формулу для КЕР, определим, что коэффициент эластичности спроса по цене за первый временной период составляет 0,71, за второй период — 2,0, за третий период — 0,29. Можно сделать вывод, что относительно эластичный спрос наблюдался только в квартале III. Это видно и из данных таблицы: при снижении цены выручка возросла. Однако в целом за год выручка в абсолютных показателях не изменилась, т.е. наблюдался спрос с единичной эластичностью.
Вариант 1
Рассмотрите данные компании о реализации шампуня «Яичный». Рассчитайте выручку от реализации. Сделайте выводы об эластичности спроса по ценам в каждом квартале и за год в целом.
Временной период
Объем сбыта, ед.
Цена, руб.
I квартал
1 100
II квартал
1 800
III квартал
1 520
IV квартал
1 650
Вариант 2
Компания «Русский стиль» оказывает строительные услуги. Рассмотрите данные по объему услуг установки натяжных потолков, которые приведены в таблице. Рассчитайте ежегодную выручку компании от этого вида деятельности и коэффициенты эластичности спроса по цене за указанные годы.
Временной период
Объем сбыта, тыс. м2
Цена, руб.
2006 г.
2 000
330,0
2007 г.
3 120
300,0
2008 г.
3 500
310,0
2009 г.
4 000
400,0
2010 г.
5 500
450,0
Вариант 3
В таблице приведены данные о реализации одного из турпродуктов туристического агентства «Твоя планета». Как изменился спрос в течение исследуемого года? Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене за год в целом и за каждый месяц. Сопоставьте результаты с расчетами ежемесячной выручки от реализации.
Временной период
Объем сбыта, ед.
Цена, руб.
Январь
5 000
Февраль
5 000
Март
6 000
Апрель
7 000
Май
8 000
Июнь
9 000
Июль
10 000
Август
15 000
Сентябрь
15 000
Октябрь
12 000
Ноябрь
9 000
Декабрь
7 000
Вариант 4
Рассмотрите данные по сбыту строительных материалов компанией «Монолит». Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса
по цене для данных двух товаров по каждому месяцу и за год. Сделайте выводы об эластичности, подкрепив их расчетом ежемесячной выручки от реализации каждого товара
Реализация цемента
Реализация гипса
период
Объем сбыта, кг
Цена, руб.
Объем сбыта, кг
Цена, руб.
Январь
1 000
февраль
1 200
Март
1 400
Апрель
1 700
Май
2 000
Июнь
2 300
Июль
2 600
Август
2 400
Сентябрь
Октябрь
2 200
Ноябрь
1 500
Декабрь
1 300
Вариант 5
Рассмотрите статистику сбыта компании «Строй-инвест». Два наиболее востребованных рынком продукта компании — это однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Сопоставьте динамику цен на них и уровень спроса за год в целом и по каждому месяцу, рассчитайте соответствующие коэффициенты эластичности. Сделайте выводы о ценовой эластичности спроса. Подкрепите свои выводы расчетом ежемесячной выручки от реализации.