Вопрос об аквафтэме возник не случайно. Хотелось понять, насколько Faberlic состоятелен в инновационном плане. Ну купили господа часть "золотого запаса" Родины, а сами на что способны? С другой стороны, если вопрос замены патента решается относительно легко, то в чем его преимущество? Как оказалось, тут действительно были возможны варианты.
Прежде всего, косметический бизнес устроен таким образом, что в нем можно хорошо себя чувствовать и без "золотого запаса". Это для постороннего новые разработки - самая интимная и самая важная часть жизни косметической компании. Каждый раз, видя рекламу очередного шампуня (крема, мыла) "улучшенной" формулы, обыватель думает, что, может быть, на сей раз произойдет чудо - волосы перестанут выпадать, а морщины разгладятся на один процент больше. Но в действительности интима в косметике не так много. В инновациях господствуют два подхода - "русский" и "западный". Первый чаще всего исключает новые разработки. Денег, которые надо потратить на стандартный пакет лабораторных работ (исследование плюс создание рецептур и отработка технологий производства конкретных продуктов), хватит на покупку автомобиля представительского класса - его-то пока и выбирает большинство русских.
Серьезные же исследования затеваются довольно редко. Это зависит и от фантазии заказчика, но главным образом - от его финансов. Скажем, фундаментальную разработку, аналогичную аквафтэму, имеет Lancaster, крем от которого стоит в рознице 70 долларов. И эта цена, по мнению экспертов, включает весьма умеренную маржу, поскольку фирма затратила на исследования миллионы.
Вот эти особенности рынка и позволяют президенту Faberlic с легкостью говорить о возможности поиска аналога аквафтэму. То есть можно было бы раскрутиться на рынке, имея патент, например, на некую "фаберликосому". Более амбициозный вариант - системная разработка, по уровню технологии сопоставимая со швейцарской косметикой на основе альпийских трав или израильской на основе грязей Мертвого моря. Между тем судьба преподнесла Faberlic подарок. Аквафтэм - это открытие, подобные которому случаются раз в несколько десятилетий (см. "Вокруг кислородной косметики происходит какой-то ажиотаж"). Обладание таким патентом в принципе дает производителю шанс не просто раскрутиться, а войти в мировую косметическую элиту. Но, чтобы использовать этот шанс, необходимо соответствовать и в маркетинговом, и в инновационном плане.
"Аквафтэм - это не продукт, а широкое поле возможностей, - поясняет Римма Корнеева, главный косметолог Faberlic. - С его помощью можно создать огромную линейку косметических средств, поскольку он усиливает действие других активных ингредиентов, снабжает ткани кислородом и способствует синтезу коллагена. То есть он сразу выводит кожу на другой уровень функционирования".
Таким образом, инновационные усилия Faberlic направлены на дальнейшее раскрытие возможностей аквафтэма Схема получения продукта такая: разрабатывается современная, учитывающая последние достижения косметологии рецептура, а к ней "добавляется" аквафтэм. "Скажем, хороший у нас крем с пептидогликанами - но без аквафтэма он был бы одним из многих, не звездой. Или хорошая маска с авокадо, но у нее, я думаю, есть пять аналогов на рынке. А с аквафтэмом любой продукт приобретает уникальность, - поясняет Алексей Нечаев. - В зубной пасте мы взяли как базовую одну из лучших западных рецептур, добавили аквафтэм - получилась суперпаста с антипародонтозным эффектом".
"Русская линия"
Журнал "Новости в мире косметики" №1-2, 2001 г.
Золотая медаль "Интершарма 2000" как самой динамично развивающейся компании в области прямых продаж, лидерство по четырем номинациям в Национальном конкурсе на лучшую парфюмерно-косметическую продукцию, годовая выручка размером в 18 млн. долларов... А между тем речь идет о компании, которая появилась на свет всего три года назад и еще совсем недавно завершала списки сетевых компаний. Сегодня "Русская линия", оставив позади своих российских коллег, конкурирует с такими косметическими гигантами как Mary Kay и Oriflame. Очевидно, что речь идет о самом настоящем феномене на парфюмерно-косметическом рынке России. О секретах столь стремительного восхождения к вершинам бизнеса рассказывают президент компании Алексей Нечаев и вице-президент Александр Даванков.
Секрет первый. Правильно выбрать нишу.
"Идея организовать свой бизнес возникла у нас несколько лет назад", - говорит президент компании Алексей Нечаев. Больше всего нас привлекала система прямых продаж или MLM - многоуровневый маркетинг. Но такая система может принимать различные формы, в том числе, увы и форму финансовой пирамиды. По этическим соображением от этой идеи мы отказались сразу. Было решено заняться созданием структуры, связанной с реальным товаром. Косметические средства в этом качестве были оптимальным решением. Три года назад (да и сейчас), косметический рынок России был еще очень далек от перенасыщения, спрос на качественную и при этом не очень дорогую косметику удовлетворен не был. Кроме того, кремы, шампуни, зубные пасты являются товаром повседневного спроса, без которого люди не обходятся даже в трудные времена. "Эта нишу рынка мы и тогда и сейчас оцениваем как одну из самых перспективных", - продолжает Алексей Нечаев. Прежде чем начать дело, основатели "Русской линии" отработали несколько направлений и приняли решение, что наиболее выгодным является производство и продажа косметики. "Мы выбрали косметику как наиболее жизнеспособный товар, - говорит вице-президент компании Александр Даванков, - а дальше начался подготовительный период, который занял у нас около года". Но прежде чем выйти на рынок, основателям "Русской линии" пришлось, как они сами говорят, "отработать два блока". Научно-производственный и дистрибуторский.