Количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд – основа метода
Группа продукции, однородная по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое (сходное) функциональное назначение, различается количественным уровнем потребительских свойств - параметрический ряд
Параметрические методы используются в мировой торговле, конкурентоспособность продукции, качество - важнейшие ценообразующие факторы, использование дополнительно параметрического подхода позволяет внедрять свои изделия во внешний рынок.
Параметрические методы могут:
обосновывать цены на новую модификацию, в параметрический ряд производимых товаров;
обосновывать поправки к ценам, с учетом цен икачества товаров конкурентов.
Метод удельных показателей
Частное от деления величины себестоимости или цены назначение основного качественного параметра по каждому изделию данного параметрического ряда (удельные показатели).
Формула цены на новое изделие имеет вид
Цн = Цуд * Пг * Кторм± Д,Цн = от0,5- до0,8
Пг, количественное значение главного параметра нового изделия;
Д, доплаты (изменение потребительских свойств нового изделия); Кторм, коэффициент торможения, понижающий коэффициент, отталкиваясь от «цены безразличия», делает приобретение своего товара более выгодным для покупателей, чем товара конкурентов.
Метод структурной аналогии
На основе статистического материала (по однотипной продукции) определяется структура ее себестоимости (чаще определяется удельный вес материалов, заработной платы в общей себестоимости изделия). Абсолютная величина соответствующих затрат по новому изделию, можем рассчитать его себестоимость:
См= См /Ам * 100%,
См — материальные затраты на единицу нового изделия;
Ам — удельный вес материальных затрат в себестоимости по аналогичной группе изделий.
Агрегатный метод,когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены или себестоимость которых известны, (суммирование себестоимости, цен отдельных конструктивных частей, узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов, деталей).
Балловый метод,(экспертные оценки значимости параметров изделий для потребителей, каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия).
Ориентировочная цена нового изделия:
Ц п = Σ ( БНi * Vi )* Ц′ , (умножение суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла изделия-эталона)
п — количество оцениваемых параметров;
БНi —балловая оценка i-го параметра нового изделия;
Vi — коэффициент весомости i-го параметра нового изделия;
Ц′ — средняя оценка одного балла изделия - эталона (стоимостной показатель).
Методы корреляционно-регрессионного анализа, зависимость изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений: Ц = f(X1 , Х2 ,.., Xn),
где X1 , Х2 ,.., Xn — параметры изделия.
Количественная зависимость находится на основе метода регрессионного анализа, различные уравнения регрессии: линейное, степенное, параболическое и т. д.
Методы крайне несовершенны и самостоятельно для формирования цены, не применяются, недостатком использования является то, что они учитывают не все потребительские свойства изделий и полностью игнорируют спрос и предложение. (2.1, 2.3)