Уже традиционно у некоторых преподавателей информатики практические занятия со студентами начинаются с освоения основ работы с графическим редактором Paint. Здесь же будущий пользователь сталкивается с первыми проблемами в работе с графическими объектами. Трудности представляет, прежде всего, определение свойств рисуемых объектов (ширина контура, цвет заливки, прозрачность), а так же и рисование кривых. В остальном Paint представляется простой системой, назначение которой – знакомство с азами растровой графики. Возможности редактирования растровой графики хорошо представлены в Photo Editor – программе, входящей в пакет MS Office и устанавливаемой или при выборочной инсталляции, или при полной установке пакета. В последних версиях MS Office Photo Editorможно найти в папке «Средства Microsoft Office» меню Программы кнопки Пуск.
Если собрать воедино все возможности Paint и Photo Editor, то они покажутся каплей в море тех функций, которые реализованы в графическом редакторе Adobe PhotoShop. PhotoShop по праву считается лидером среди растровых редакторов. Он имеет широчайший спектр инструментов и богатый выбор специальных эффектов. Здесь можно сделать практически все, что позволяет сделать с собой растровый рисунок. Прежде всего, оболочка снабжена приличным набором рисующих инструментов. По мере продвижения от четвертой версии программы к седьмой арсенал художника становился все шире и шире. Хотя есть и другая сторона – организация оболочки становится несколько сложнее для начинающего.
Казалось бы, после столь лестного отзыва об Adobe PhotoShop нет особого смысла обсуждать возможности каких-либо еще графических редакторов. На самом деле, есть ряд позиций, в которых PhotoShop существенно отстает. В частности, большие проблемы в работе с текстом, который вставляется в документ PhotoShop, как растровое изображение, и, следовательно, его можно только стирать и подрисовывать.
Кроме того, создание векторных (легко масштабируемых) рисунков в PhotoShop может оказаться довольно проблематичным.
Все эти недостатки полностью компенсируются редакторами векторной графики, наиболее популярными из которых являются CorelDraw и Adobe Illustrator. Эти две конкурирующие программы являются очень близкими по возможностям. Обе эти программы считаются не только хорошими графическими редакторами, но и программами для верстки документов и полиграфии в целом.
В трехмерной графике довольно много заслуживающих внимания редакторов: 3ds max, Maya, TrueSpace, Swift 3d, Corel Bryce и т. д. и т. п. Каждый из этих редакторов имеет свои достоинства, недостатки, своих поклонников и критиков.
Тем не менее, бесспорным является тот факт, что трехмерная графика продвигается все ближе к лидирующим позициям (а кое-где и уже является явным лидером) во многих отраслях графического хозяйства.
Трехмерная графика отличается своей универсальностью. Будучи по природе своей ближе к векторной графике (даже используется родной формат Adobe Illustrator для хранения трехмерных моделей), трехмерная графика легко экспортируется в обычные форматы растровой графики. Как, например, данный рисунок под названием «Небывальщина», созданный в Corel Bryce (программе, ориентированной на ландшафтный дизайн).