потребности национальной экономики. Они формируются с учётом
особенностей отраслевой структуры и внутренней конъюнктуры рынка
конкретной страны.
Внешнеторговые цены отображают оборот импортируемой в страну
и экспортируемой из страны продукции.Учитывают таможенные правила передвижения через границу
Мировые цены призваны обслуживать международный рынок в
целом. Они наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в
масштабе общего мирового рыночного пространства.
Цены международных рынков – цены обслуживающие товарооборот в пределах предприятий с участием иностранных инвестиций .
В соответствии с системными принципами изменение уровня и/или
структуры одного вида цен (в пределах одной из подсистем) неизбежно
влечёт за собой изменение и других видов цен.
4.Классификация и виды цен
отраслям и сферам обслуживания экономики.
- оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по
которым промышленная продукция реализуется для дальнейшей перепродажи , а не личного использования. цены на больший обьёмы выпуска
- закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по
которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами,
совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств)
государству и перерабатывающим предприятиям;
- смежные цены -цены на продукцию строительства – представляют собой либо
сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство
каждого объекта)т.к. долго и разные виды работ
- тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за пере-
мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными
организациями с отправителей грузов и с населения;
- цены на потребительские товары – используются для реализации
товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и
организациям;
- тарифы на услуги для населения(квартплата) – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их любым потребителям.
-Экспортные цены – это цены, по которым производители или
внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на
мировом рынке.
Импортные цены – это цены, по которым предприятия закупают то-
вары (услуги) за рубежом
Дифференциация цен по степени участия государства в процессе
ценообразования
- рыночная цена – роль государства минимальна.это цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Первоначально рыночная цена устанавливается продавцом и
может меняться в процессе торгов. Рыночные цены по условиям их
формирования могут быть свободными и монопольными (открытие-патент-монополист);
- регулируемая цена – это цена, образованная в процессе прямого
государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их
формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования
Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии.
- цена изготовителя – это затраты предприятия-производителя,
экономической системы является конкуренция. При этом цена выступает
как главный инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов и
перелива капитала.
Для эффективного функционирования рыночной экономики
необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, свободные
конкурентные цены, формирующиеся в процессе торга и тем самым
регулирующее соотношение спроса и предложения на рынке аналогичных
товаров и, во-вторых, возможность воспроизведения равновесия рынка.
В свою очередь для реализации рыночного ценообразования
необходимо:
1) экономическая и юридическая самостоятельность, а также свобода
выбора предпринимательского
2) коммерческая основа отношений между субъектами хозяйствования, то
есть оформление хозяйственных отношений в форме договоров,
контрактов, прямых актов купли-продажи и т.п.;
3)
наличие в экономической системе действенного хозяйственного законодательства (защита коммерческих отношений, гарантирующая возмещение потерь,убытков, упущенной выгоды;)
4) наличие конкурентной среды, то есть преодоление монополизма и тем
самым обеспечение возможности выбора адекватного рыночного
поведения для всех субъектов хозяйствования;
5) равновесие рынка, то есть такого состояния, при котором спрос и
предложение товара уравновешивается посредством равновесной цены.
Факторы спроса, Факторы потребительского выбора,Факторы предложения, Факторы ,обусловленные альтернативными производственными возможностями.факторы эффективности производства и реализации товаров(рентабельность,ликвидность)
6.Факторы спроса.
Факторы спроса, формирующие цену спроса на товар, которую
готов заплатить покупатель. К ним относят:
- платёжеспособный спрос, то есть сумму денег, которую покупатель
имеет возможность выделить на приобретение данного товара;
- уровень сбережений, который представляет собой покупательский
резерв в виде временно свободных денег;
- объём спроса, то есть количество данного товара, которое
покупатель обычно приобретает при данном уровне цен;
1. Постановка задачи ценообразования. По существу это выработка
политики а также определение ценовой стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
2. Анализ спроса и предложения.
Процесс ценообразования должен основываться на данных о динамике спроса и
предложения в зависимости от изменения цены.
3. Анализ издержек производства и реализация товара.
суммарные затраты на производство и реализацию товара
формируют минимальную его цену.
4. Анализ цен и товаров конкурентов.
для эффективной деятельности на рынке необходимо учитывать
особенности товаров-аналогов, а так же действия в области
ценообразования предприятий-конкурентов.
5. Выбор метода расчета цены.
множество методов расчета цены. эффективен только при определенных условиях. Задача состоит в обосновании адекватного для конкретного случая ценообразования метода расчета цены.
6. Расчет базовой цены товара. Собирается необходимая
информация и выполняется расчет базовой цены товара на основе