Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-26 02 05 «Логистика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход к рыночным отношениям требует создания хозяйственного механизма, адекватного современным требованиям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится ценам, поскольку именно они в рыночных условиях становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов. Экономика переходного периода объективно предполагает сочетание регулирования цен со стороны государства с либерализацией цен на формирующихся рынках товаров, услуг, ценностей. Преобразование системы ценообразования должно осуществляться с учетом исторически сложившихся особенностей установления цен в отдельных комплексах и сферах национальной экономики.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
- знать:
· факторы, влияющие на изменение цен;
· методологию формирования цен и практику государственного регулирования ценообразования в республике;
· содержание ценовой политики организации (предприятия) в системе маркетинга;
· особенности ценообразования и реализации ценовой политики на основных товарных рынках и во внешнеторговой практике;
- уметь:
· применять методологию ценообразования и учитывать формы государственного ценового регулирования;
· формировать цены на продукцию отечественного производства и во внешнеторговых контрактах;
· принимать управленческие решения в рамках национальной и внешнеторговой ценовой политики;
· обосновывать цену (тариф) на различных рынках товаров и услуг.
Задачи изучения дисциплины:
· приобретение знаний о механизме формирования цен и содержании ценовой политики в национальной экономике;
· выработка навыков принятия управленческих решений фирмой, предприятием в рамках национальной ценовой политики;
· получение знаний об особенностях ценообразования и реализации ценовой политики на различных национальных и мировых рынках товаров и услуг;
· освоение методологии и практики государственного регулирования цен в республике.
Всего часов по дисциплине — 230, из них 102 часа аудиторных (лекции — 50 часов, практические занятия — 42 часа, лабораторные занятия — 10 часов). Рекомендуемые формы контроля знаний — зачет, экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы
Количество часов
Всего
Лекции
Практи
ческие
занятия
Лабора
торные
занятия
1. Теоретические основы ценообразования
2. Взаимосвязь ценообразования с денежно-кредитной, налоговой и валютной политикой
3. Цены в механизме функционирования национальной экономики
4. Государственное регулирование ценообразования
5. Ценообразование и антимонопольное регулирование
6. Методы и стратегии ценообразования
7. Цены в экономике предприятия
8. Особенности ценообразования в агропромышленном комплексе (АПК)
9. Тарифы на грузовые перевозки
—
10. Цены и ценообразование на рынке недвижимости
11. Особенности ценообразования на рынках потребительских товаров и услуг
12. Теоретические и методологические основы ценовой политики на мировом рынке
13. Система цен мирового рынка
14. Особенности ценовой политики зарубежных фирм
15. Методология внутреннего ценообразования в зарубежных странах
16. Особенности формирования цен на конкурентных мировых рынках
17. Ценовая регламентация в международной торговле
18. Ценообразование и таможенно-тарифное регулирование
19. Ценовая политика при заключении внешнеторгового контракта
20. Ценовая политика на основных международных рынках товаров и услуг