1. Закон убывающей предельной полезности.Потребитель на рынке стремится максимально удовлетворить свои потребности при минимальных издержках. Основным теоретическим подходом, объясняющим поведение потребителя на рынке является теория предельной полезности. Суть данной теории сводится к следующему:
- потребитель стремится максимизировать общее количество полезности, которое он получает (полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления блага);
- в своём стремлении к максимизации полезности потребитель наращивает потребление товаров и услуг;
- отношение между объёмами потребляемых товаров и уровнем полезности (удовлетворённости) показывает функция полезности:
;
- с потреблением каждой дополнительной единицы товара общая полезность растёт, а предельная полезность падает (впервые эта зависимость была сформулирована немецким экономистом Г. Госсеном и получила название первого закона Госсена), см. рис. 1. Общая полезность – это полезность всего объёма продукта. Предельная полезность – это полезность от потребления дополнительной единицы товара.
;
где: – предельная полезность;
– изменение общей полезности;
– изменение количества потребляемого товара.
При бесконечно малых изменениях данный показатель представляет собой производную от совокупной полезности, если последняя представлена как функция от потребляемого количества продукта: = d TU /dQ.
- потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности в рамках ограниченной суммы. Такой оптимум достижим при равенстве взвешенных предельных полезностей приобретаемых товаров (второй закон Госсена)
;
где: – предельная полезность;
– цена.
Госсен о себе: «То, что Копернику удалось выполнить для объяснения законов, касающихся совокупности миров в пространстве, то думаю, я выполнил для объяснения законов, касающихся совокупности людей на земной поверхности».
Предположим потребитель имеет 35$. Предположим также, что имеется всего 2 товара: шило и мыло, цены которых соответственно 10 и 5$. Как распределит свой бюджет потребитель на покупку этих товаров исходя из их полезности? Предельные полезность шила и мыла в баллах, исходя из субъективных представлений потребителей, размещены в соответствующих колонках таблицы.