Устанавливая стратегию ценообразования для своего предприятия необходимо определиться с той средой, где действует предприятие, т.е. с типом рынка. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.
Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которой она столкнется на рынке для выработки своей коммерческой политики.
Обычно выделяют следующие типы конкурентных рынков:
Рынок совершенной конкуренции
Рынок монополистической конкуренции
Олигопольный рынок
Рынок монополии
Для рынка совершенной конкуренции характерно то, что в борьбе за деньги и внимание покупателей столкнувшихся между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сделки. В данном случае рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязывать друг другу свою волю, и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены.
Рынок монополистической конкуренции возникает, если:
На рынке имеется много конкурирующих фирм
Для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары
Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену по которой она продает свои товары
Существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам
Монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенным ценам.
Для рынка олигополии характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказать влияние на цены, по которым продаются ее товары. Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств.
На рынке монополии для покупателя складываются самые худшие условия. Возможности торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного продавца не существует. При этом возможность завышения цен является наибольшей, т.е. возникает ценовой диктат продавца. Более того монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать наиболее рациональные свойства ее рационального сбыта.