2. Монополии и олигополии в условиях капиталистической смешанной экономики.
3. Наемный труд и революция в трудовых отношениях.
4. Эволюция и перспективы развития современного капитализма.
Темы докладов
1. Особенности и тенденции концентрации производства и капитала в современных условиях.
2. Особенности Шведской модели экономики
3. Особенности Немецкой модели экономики
4. Особенности модели экономики Канады
5. Финансово-промышленные группы в Украине
6. Особенности торговых монополий.
7. Государственное регулирование трудовых отношений в Украине
Терминологический словарь
Смешанная экономическая система, американская либеральная модель хозяйствования, модель экономического дирижизма, шведская модель смешанной экономики, консервативная модель смешанной экономики, монополия, олигополия, ФПГ, коллективный договор, прожиточный минимум, минимальная заработная плата, профсоюзы, корпоративная собственность
Тесты и проблемные ситуации
1. Олигополия предполагает, что:
а) олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;
б) олигополисты вступают в сговор друг с другом;
в) олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;
г) могут использовать все вышеперечисленные модели поведения.
2. Основателем теории олигополии признается:
а) К. Маркс;
б) В.И.Ленин;
в) В.Леонтьев;
г) Д.Тэлбрейт;
д) О.Курно;
е) Дж. М. Кейнс.
3. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы:
а) производство и продажа одежды;
б) производство сельскохозяйственной продукции;
в) автомобилестроение;
г) жилищное строительство;
д) сфера услуг.
4. Картелеподобная структура рынка предполагает:
а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил;
б) согласование всех действий олигополистов;
в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов;
г) территориальный раздел рынков;
д) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.
5. К числу разновидностей олигополии не относится:
а) дифференцированная олигополия;
б) картель;
в) нескоординированная олигополия;
г) картелеподобная структура рынка;
д) относится все.
6. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы:
а) производство и продажа одежды;
б) производство сельскохозяйственной продукции;
в) автомобилестроение;
г) жилищное строительство;
д) сфера услуг.
7. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам это:
а) научно-техническое соперничество;
б) ценовая дискриминация;
в) неценовая дискриминация;
г) промышленно-производственное соперничество.
Творческое задание
Отличия между строителями и дантистами
Несколько лет тому химическая компания продавала пластиковый пресс-порошок (метил-метакрилат) двум видам потребителей: строительным компаниям и дантистам. Порошок был одинаковым за исключением того, что в порошок, предназначенный строительным компаниям, добавлялся арсеник (один из самых сильных ядов), а цена порошка, предназначенного дантистам, была в 25 раз выше.
- Что экономический принцип использован в этом случае?
- Чего старалась достичь химическая компания, когда добавляла арсеник в порошок, который продавался строительным фирмам?