Одной из основных задач по реализации стратегии является нахождение и использование источника финансирования еще на этапе разработки стратегии. В процессе планирования и реализации необходимо эффективно использовать ресурсы, обеспечивающие реализацию целей предприятия. Для выполнения этой задачи в процессе планирования рассчитывается бюджет предприятия на определенный период или для выполнения проекта. Расчеты бюджетов также используются для распределения средств между сферами бизнеса в портфеле.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, выраженных в количественной форме, предназначенных для достижения целей предприятия. Бюджеты выражаются в расчетах и сметах затрат. Расчет бюджета происходит в 4 этапа.
Этапы составления бюджета:
1. Выработка целей предприятия и прогнозирование объема реализации продукции или услуг.
2. Подготовка подразделениями предприятия смет затрат по всем ресурсам – материально-техническим, финансовым, кадровым и т.д. для реализации целей на определенный период или для определенного проекта.
3. Анализ и проверка соответствия смет затрат целям предприятия или проектам. На этом этапе распределяются ресурсы внутри предприятия по функциональным подразделениям.
4. Подготовка итоговых бюджетов с постатейным учетом ресурсов и использованием фондов, определение достаточности использованных ресурсов целям предприятия и утверждение бюджетов по сферам бизнеса и проектам на определенный период.
Пример расчета бюджета на год по кварталам.приведен в таблице 1.
Таблица 1
I квартал
| II квартал
| III квартал
| IV квартал
| Год
|
Расход
| Доход
| Расход
| Доход
| Расход
| Доход
| Расход
| Доход
| Расход
| Доход
|
1. Материалы и покупные комплектующие изделия
2. Фонд оплаты труда
3. Отчисления на социальные мероприятия
4. Работы сторонних организаций
5. Общезаводские расходы
6. Операционные расходы
| 1. Реализация продукции по различным сферам бизнеса
2. Реализация услуг
3. Реализация основных фондов
4. Реализация ценных бумаг
|
|
|
|
|
|
|
|
|