Правило: В случае эластичного спроса снижение цены выгодно, так как в этом случае выручка от реализации возрастает более высокими темпами, чем темпы снижения цены.
Цены, ориентированные на увеличение прибыли. Если предприятие при ценообразовании ставит цель – увеличение прибыли, то в данном случае необходимо устанавливать цены в соответствии с затратами на производство и реализацию товара.
Фармацевтическая организация выбирает цену, которая обеспечивает полное возмещение затрат и получение максимальной прибыли.
Конкретный выбор цены определяется в диапазоне:
Минимальная цена определяется издержками производства и обращения, а максимальную цену определяет спрос.
Выбранные параметры цены должны полностью покрывать все издержки на производство, хранение, сбыт и включать справедливую норму прибыли за усилия и предпринимательский риск. При данном подходе в выигрыше будет тот, кто, при прочих равных условиях будет работать более экономно.
Обеспечение выживаемости в условиях конкуренции. При выборе такой цели ценообразования необходимо знать цены, качество и ассортимент товаров у конкурентов – информационная база для нужд собственного ценообразования. Однако, такая стратегия оправданна лишь в том случае, если цена при этом покрывает собственные затраты аптеки.
Таким образом, при выборе цели ценообразования главными факторами являются структура и величина спроса потребителей; затратыпредприятия; цены конкурентов на территориальном рынке.
Цены, используемые на фармацевтическом рынке:
I.В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:
- отпускные цены;
- оптовые цены;
- розничные цены.
Отпускные и оптовые цены обеспечивают оборот продукции большими партиями между предприятиями и организациями.
Розничные цены – это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.
Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку,а между оптовой и розничной ценой – розничную торговую надбавку.
II.В зависимости от государственного воздействия и степени конкуренции на рынке различают:
- регулируемые цены;
- свободные цены.
Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛС, детское питание и т.д.).
Свободные (рыночные) цены – это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.
В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.
При ценообразовании на лекарственные препараты используются:
ü свободная отпускная цена предприятия – изготовителя;
ü свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
ü свободная оптовая цена посредника;
ü контрактная цена (оговоренная в контракте);
ü расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
ü свободная розничная цена.
Свободная отпускная цена предприятия – изготовителя устанавливается предприятием – изготовителем исходя из себестоимости, конъюктуры рынка, качества товара и т.д. В отпускные цены в соответствии с действующим законодательством включены некоторые налоги и сборы.
Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет собственных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные средства для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.
Свободная оптовая цена посредника определяется исходя из свободных отпускных цен и оптовой торговой надбавки. При формировании оптовых цен посредника учитывают конъюктуру рынка (спрос и предложение), сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Наценка посредника определяется по договоренности и оформляется протоколом согласования цен.
Свободные розничные цены на лекарственные препараты определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии со сложившимися спросом и предложением, качеством товара и формируются из свободных отпускных цен и торговой надбавки розничного звена или суммарной надбавки розничного и оптового звена (при поставке продукции через посредников).