Тема 10. Ценообразование на продукцию предприятия.
Цена и ее функции в условиях рынка. Виды цен. Методы расчета цены. Применение системы скидок и надбавок к цене. Ценовая политика на различных рынках.
Понятие цены, ее функции и виды.
Методы расчета цены.
Ценовые стратегии.
Понятие цены, ее функции и виды.
Цена — денежное выражение стоимости товара, т. е. то количество денег, которое покупатель платит за товар.
В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.
Функции цены в рыночной экономике:
измерительная;
стимулирующая;
регулирующая;
соизмерительная;
учетная;
социальная.
Основные элементы цены представлены в табл. 1.
Таблица 1
Структура цены
Элементы цены
Себестоимость
производства
и продажи товаров
(работ, услуг)
Прибыль
производителя
Косвенные
налоги
(акциз, НДС)
Посредническая надбавка
(издержки, прибыль и НДС посредника)
Торговая
надбавка
(издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена производителя
Оптовая отпускная цена
Оптовая цена закупки
Розничная цена
На рыночную ценувлияет ряд факторов:
1. Спрос и предложение. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы, а предложение старается удовлетворить возникший спрос по предложенной цене.
2. Издержки производства. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.
3. Цены конкурентов, которые необходимо учитывать в конкурентной борьбе.
4. Государственное регулирование цен. Государство оказывает как прямое так и косвенное воздействие на цены. Прямое (административное) влияние проявляется черезустановление определенного порядка ценообразования, косвенное (экономическое) влияние направлено на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.