Функциональная стратегия – тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирмы. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т. д. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Так, типичная стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продажпродукции предприятия по сравнению с предыдущим годом.
Примерами функциональных стратегий в сфере НИОКР могут быть технологическое лидерство или следование за лидером. Финансовая стратегия предприятия может быть ориентирована на ускорение оборота денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности.
В частности, функциональными стратегиями являются следующие:
Производственная стратегия ("производить или покупать") - определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков или партнеров, то есть насколько глубоко прорабатывается производственная цепочка.
Финансовая стратегия - выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств (амортизационные отчисления, прибыль, выпуск акций и т.п.), или за счет заемных средств (кредиты банков, облигации, товарные кредиты поставщиков и т.п.).
Организационная стратегия -решения по организации работы сотрудников (выбор типа организационной структуры, системы оплаты труда и т.д.).
Могут выделяться и другие виды функциональных стратегий, например, стратегия в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), инвестиционная стратегия и т.д.
Кроме того, каждая из функциональных стратегий может разделяться на составляющие. Например, организационная стратегия может разделяться на три составляющих:
· стратегия построения организации - выбор типа структуры (дивизиональная, функциональная, проектная и т.д.);
· стратегия по работе с персоналом - способ подготовки кадров (в основном управленческого персонала ), обучение сотрудников (на предприятии или в образовательных учреждениях), планирование карьеры сотрудников и т.д.;
· стратегия оплаты труда (в более широком смысле - поощрений и взысканий) - в частности, подход к вознаграждению высших управляющих (оклад, бонусы, участие в прибылях и т.п.).
Планирование как важнейшая функция в менеджменте. Виды планов
Управляющая подсистема (менеджмент) координирует работу производной подсистемы с помощью четырёх управленческих функций: планирование; организация; мотивация; контроль.
Планирование – главная функция управления, связанная с определением миссий, целей, стратегической организацией и выделением ресурсов для их достижения. Менеджер устанавливает цели и задачи и под них распределяет ресурсы.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
· процесс целеполагания (определение системы целей);
· процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
· процесс развития или единство существующей системы работы орг-и с ее будущим развитием.
Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени.
Планирование в узком смысле слова сводится к разработке специальных документов-планов, определяющих конкретные направления предприятия по достижению стоящих перед ним целей на предстоящий период.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. Формулирование миссии организации.
2. Разработка стратегических и оперативных целей организации.
3. Анализ внешней среды (макро- и микросреды).
4. Анализ потенциалов предприятия или внутренней среды предприятия (SNW-анализ).
5. Количественный и корреляционный SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив.
6. Формирование комплекса стратегий фирмы.
7. Реализация стратегий через тактику, политику, процедуры, правила.
8. Реализация и контроль стратегического плана через бюджет и управление по целям (УПЦ).
9. Оценка стратегий и структуры.
Виды планов:
1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности-планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план.
2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы производственного отделения, планы дочерней компании.
Планы различают:
по срокам исполнения:
· стратегические (стратегические планы (10-15 лет) должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию)
· долговременные (10-15 лет, долговременный план, разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такой план чаще всего является составной частью стратегического плана.)
· краткосрочные (охватывают годовой период. Они разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы на основе поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, а затем конкретизируются для отдельных цехов на квартал или на месяц),
· текущие (Текущий план, в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год. Выделяют три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные);
по уровню управления: общефирменные, цеховые, функциональных отделов, участков, бригад.