Во-первых, должна быть определена стратегическая цель фирмы относительно данного товара/услуги с точки зрения масштаба конкуренции.
Во-вторых, выбран тип конкурентного преимущества.
Стратегическая цель фирмы выделяет целевой рынок и, соответственно, масштаб конкуренции, что предполагает ориентацию на весь рынок или на отдельный рыночный сегмент.
Базовые конкурентные стратегии различаются в зависимости от того, на какое преимущество они опираются.
Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какому типу конкурентного преимущества следует отдать предпочтение — внутреннему, основанному на преимуществе по издержкам, или внешнему, базирующемуся на уникальности продукции;
2. Какое преимущество легче защитить на конкретном рынке?
М. Портер по соотношению масштаба конкуренции и типа конкурентного преимущества выделил три базовые стратегии конкуренции (рис. 6.1):
- стратегия лидерства по издержкам;
- стратегия дифференциации;
- стратегия фокусирования на издержках или дифференциации.
Рисунок 6.1 – Базовые деловые стратегии по М.Портеру