Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.
Бизнес-стратегия – комплекс мер и подходов для эффективного функционирования в рамках определенного направления бизнеса предприятия с определением путей создания долгосрочного и стабильного конкурентного положения на рынке.
Внешняя среда организации – это конкурентная среда, где предприятие осуществляет реализацию своего продукта.
Корпоративная стратегия – стратегия предприятия в целом, пути достижения определенных позиций в различных отраслях, подходы к управлению отдельными направлениями бизнеса (бизнес-единицами), комбинация которых позволяет воспринимать предприятие как единое целое.
Миссия – формулировка уникальной роли и положения предприятия на рынке, отражающая смысл, причину его существования в настоящее время.
Операционная стратегия – стратегия, которая определяет принципы управления звеньями организационной структуры предприятия и решения стратегически важных оперативных задач (закупка, управление запасами, транспортировка и др.).
Портфель предприятия – целостная совокупность стратегических единиц бизнеса данного предприятия. Портфель как целостность обеспечивает большую эффективность работы предприятия за счет согласованности деятельности СЕБ, их развития, создания и ликвидации.
Продукт – совокупность характеристик того, что продает фирма и что покупает клиент.
Синергетический эффект – это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и управляемого взаимоусиления различных видов деятельности.
Стратегия роста – ориентирована на постоянное повышение уровня присутствия предприятия на рынке и наращивание масштабов его деятельности, применяется в динамично развивающихся отраслях.
Стратегия сокращения – может быть использована в отраслях, которые находятся в стадиях застоя и спада либо в кризисных ситуациях, когда показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению. Стратегии сокращения направлены на выживание, защиту финансовых поступлений, повышение эффективности и оздоровление бизнеса.
Стратегическая единица бизнеса – это продукт и (или) услуги, которые реализуются на конкретном рынке (сегменте рынка) и сопровождаются сервисным обслуживанием.
Стратегический менеджмент – деятельность по принятию и реализации стратегических решений, призванных обеспечить эффективное развитие фирмы в среде ее функционирования и жизнеспособность бизнеса в достаточно длительной перспективе.
Стратегический потенциал – это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии предприятия.
Стратегическое видение – представление о будущем предприятия, более детальное описание его роли и будущего, к которому предприятие стремится.
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия дифференциации, или индивидуализации, – это стремление индивидуализировать свою продукцию и (или) услуги для того, чтобы они отличались от конкурентов и таким образом стали более привлекательными для широкого круга покупателей. Различают продуктовую, сервисную и имиджевую дифференциации.
Стратегия консолидации направлена на защиту того, что было завоевано в конкурентной борьбе.
Стратегия лидерства на основе низких издержек – это стремление стать поставщиком самых дешевых товаров или услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.
Стратегия первопроходца, или раннего выхода на рынок, – это стремление компании первой выходить на рынок с новым оригинальным товаром.
Стратегия синергизма – это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (компаний) в одних руках или под единым управлением.
Стратегия фокусирования, или узкой специализации, – это стремление сконцентрировать свою деятельность на относительно небольшой целевой группе потребителей.
Функциональная стратегия – стратегия для каждого функционального подразделения определенного вида бизнеса предприятия. К функциональным стратегиям относят маркетинговую стратегию, финансовую, производственную, инновационную и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 1999.
2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989.
3. Карлофф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991.
4. Велесько Е. И., Неправский А. А. Стратегический менеджмент: Пособие / Е. И. Велесько, А. А. Неправский. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 307 с.
5. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 296 с.
6. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: Сувенир, 1993.
7. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии: Учебник: Пер. с англ. / П. Дойль. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
8. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 415 с.
9. Липсиц И. В. Результативный менеджмент. Как построить эффективную систему управления. – М.: Омега-Л, 2006.
10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288 с.
11. Минцберг Г. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Горшал: Пер. с англ.; Под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000.
12. Неправский А. А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / А. А. Неправский. – Мн.: Мисанта, 2005.
13. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
14. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
15. Стерлин А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. – М.: Наука, 1990.
16. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 6-е изд., доп. – М.: Дело, 2004.
17. Финансовый менеджмент: прикладной аспект: Пособие / А. О. Левкович (и др.); Под ред. А. О. Левковича. – Мн.: Элайда, 2008. – 578 с.
18. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. – Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 1996.
19. Kaplan R., Norton D. The strategy – focused organization: How balanced scorecard companies thrive in the new business environment. – Harvard: Business School Press, 2001.
20. Mintzberg H. Power in and around organizations. – N.Y., 1983.
21. Newbould G., Luffman G. Successful business politics. – L., 1989.
22. Porter М. Е. The Competitive Advantage of Nations. – Macmillan, 1998.
23. Stevenson H. Defining corporate strengths and weaknesses // D. Asch, C. Bowman (eds). Readings in strategic management. – L., 1989.