Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Процесс контроля обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные этапы процесса любого, в том числе и стратегического, контроля:
· установление стандартов контроля – определение того, что и по каким показателям, нормативам, эталонам и т. п. проверять;
· измерение фактических результатов и оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами;
· анализ и оценка отклонений, включая выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
· осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы [5, с. 42–43].
В реализации функций стратегического планирования, организации, мотивации и контроля существенную роль может сыграть применение систем менеджмента качества (СМК). На сегодняшний день наибольшую известность и применение получила система менеджмента качества серии ИСО 9000.
По терминологии Международной организации по стандартизации (ISO): СМК – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (ISO 9000:2000R).
Составными элементами СМК являются:
· организационная структура управления компанией;
· ответственность руководства;
· процедуры, регламентирующие деятельность компании;
· процессы;
· ресурсы (персонал, инфраструктура и т. д.).
Надо отметить, что системы менеджмента качества занимают особое место среди всех существующих систем управления, так как являются одним из последних достижений в области решения проблем качества любой организации.
Главным достоинством этих систем является то, что они ориентированы на потребителей и направлены не на контроль качества уже готовой продукции и не на исправление брака, а на его предотвращение и распространяются на все, включая самые ранние этапы жизненного цикла продукции. Очевидно, что уровень качества продукции нельзя повысить за счет внедрения отдельных, изолированных друг от друга мероприятий. Здесь и появляется система. Принцип системности является одним из основных принципов, на которых базируется менеджмент качества. Управление взаимосвязанными процессами как системой улучшает результативность и эффективность деятельности организаций при достижении целей.
Концептуальной основой стандартов ISO серии 9000 является то, что организация обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов (принцип процессного подхода), которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Подразумевается, что любую деятельность, преобразующую вход в выход при наличии ресурсов, можно рассматривать как процесс.
Не менее важным принципом менеджмента качества является вовлечение всего персонала в деятельность организации. Сотрудники всех уровней являются основой компании, и их вовлечение в дело с соответствующей мотивацией дает возможность организации с выгодой использовать их возможности.
Большое внимание уделяется межкорпоративному сотрудничеству и построению взаимовыгодных отношений с поставщиками. Ведь организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают конкурентоспособность обеих сторон.