Если на предприятии будет выбрана глобальная стратегия лидерства по издержкам, то возникает ряд вопросов по ее реализации: какой тип организационной структуры может привести к максимальному снижению издержек, какие потребуется для этого ресурсы и какая культура предприятий в большей степени соответствует выбранной стратегии?
Снижение затрат предполагает наличие знаний и опыта при контролировании источников затрат. Материалы, электроэнергия, зарплата, закупка оборудования или затраты на хранение - могут являться важнейшими составляющей себестоимости. Если на предприятии используется дорогостоящее оборудование, то необходимым условием реализации стратегии будет максимизация эффективности его эксплуатации.
Если же наибольшая составляющая затрат - это издержки на зарплату (хозяйства перевозок, пассажирского, грузового, инфраструктуры), то необходимо обладать умением, эффективного обучения персонала, знать систему мотивации, планирования труда и др.
Но самым важным для достижения лидерства по издержкам является наличие знаний и опыта у руководства филиалов компании по управлению издержками во всей системе, а не только в отдельных хозяйствах.
При принятии решений относительно организационной структуры следует иметь в виду, что наилучшей является структура, максимально соответствующая текущей ситуации.
Организационная культура предприятий, стиль и ценности являются краеугольным камнем выбранной стратегии.
Их характеризуют такие элементы организационной культуры, как: стиль взаимоотношений между сотрудниками по горизонтали и вертикали; стиль принятия решений; стиль управления проблемами; стиль отношений с клиентурой; набор отношений персонала к миссии и целям организации; стиль осуществления изменений в организации и другие компоненты.
Организационную культуру предприятий формируют этические стандарты и ценности. Основной функцией этических стандартов является разграничение «допустимого» и «недозволенного» с моральной точки зрения. Ценности предприятий, являясь сильной движущей силой, возникают как результат традиций, имеющих длительную историю, и не могут быть изменены в одно мгновение.
Стиль руководства на предприятии промышленности и транспорта - это сплав дисциплины, ответственности, иерархии, власти. Проблемы могут возникнуть, если ценности войдут в противоречие с выбранной глобальной стратегией предприятий. Выбранная стратегия лидерства по издержкам не должен противоречить основным ценностям, этическим стандартам и стилю руководства.
Наоборот, она органически включается в состав ценностей и дополняет их структуру. Данная стратегия предусматривает более рискованное поведение на рынке, повышение степени ответственности персонала за принимаемые решения и развитие инициативы.
Отсутствие нормального психологического климата в коллективах приводит к антагонизмам и конфликтам, появлению неформальных групп, которые вырабатывают свои цели и задачи и создают собственную субкультуру.
В коллективах всегда есть свои неписанные правила, которые устанавливают нормы поведения для персонала, не всегда способствующие принятию правильных решений. Например, критика снизу может считаться дурным тоном, что удерживает людей от высказывания дельных предложений. Стиль руководства также может иметь тенденцию изменения в сторону автократического, оставаясь в основе демократическим.
Для преодоления этих трудностей и противоречий необходимо осуществлять мероприятия по реализации сформированных принципов во внешнюю и внутреннюю среду через тренинговые программы для персонала.