Начиная со второй половины 60-х годов устойчиво формируется точка зрения, что мультинациональные компании становятся основным двигателем роста во многих современных отраслях. Можно считать, что с этого времени формируется глобальный рынок и на нем глобальная конкуренция. Разработка глобальной стратегии прямо связана достижением устойчивых конкурентных преимуществ на глобальном рынке. В глобальной стратегии существуют два основных метода достижения конкурентных преимуществ. Первый – выгодное размещение различных видов деятельности в разных странах для наилучшего обслуживания глобального рынка. Второй – способность компании координировать деятельность разбросанных по миру подразделений.
Процесс глобализации в бизнесе подталкивает компании к разработке и реализации глобальных стратегий. Основные методы глобализации:
- расширение рынка для существующего продукта;
- доступ к более дешевым факторам производства – сырье, рабочая сила, технологии;
- развитие новых стратегических способностей персонала компании;
- ориентация стратегических способностей в новом направлении;
- управление корпоративным риском.
Большинство глобальных стратегий базируется на правильном сочетании торговли и прямых зарубежных инвестиций.
Например, стратегия международной деятельности компании ОАО «РЖД» предусматривает реализацию следующих направлений:
Развитие международных транспортных коридоров.
Маркетинг рынка международных железнодорожных перевозок.
Обеспечение стандартов качества международных железно-дорожных перевозок.
Достижение паритета в курсировании международных пасса-жирских поездов.
Приобретение современного подвижного состава для между-народных перевозок.
Совершенствование тарифной политики на международные перевозки. Совершенствование технологии международных перевозок.
Создание интермодальных контейнерных компаний. Создание технологии курсировнаия подвижного состава в двух технических системах.
Развитие железнодорожных погранпереходов и предпортовых станций. Формирование единого поля транспортного права.