- техническое обслуживание радиостанций, аппаратуры радиолинейной связи, телеграфных и телефонных станций, воздушных и кабельных линий связи;
- затраты на содержание и текущий ремонт устройств, обеспечивающих тягу поездов;
- затраты на содержание устройств, обслуживающих нетяговых железнодорожных потребителей;
- амортизационные отчисления;
- отчисления в резерв на капитальный ремонт основных фондов по устройствам электрификации, электроснабжения, по устройствам железнодорожной автоматики и связи;
- основные расходы, общие для всех отраслей;
- общехозяйственные расходы.
- экономия электроэнергии на эксплуатационные нужды;
- высвобождение неиспользуемых мощностей и консервация оборудования;
- внедрение ресурсосберегающих технологий с повторным использованием материалов и запасных частей;
- внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии в границах диспетчерских кругов.
К другим перспективным ресурсосберегающим технологиям, которые могут дать эффект на железнодорожном транспорте можно отнести внедрение устройств защиты контактной сети от отжига проводов, установка приборов для автоматического управления освещением станций, внедрение систем телемеханического управления объектами электроснабжения, перевод тяговых подстанций на работу в автоматическом режиме.
Если технологические процессы в хозяйствах филиала компании функционируют в оптимальном режиме, то, следовательно, железнодорожный транспорт будет обладать конкурентоспособным потенциалом.
В условиях перехода к рыночным отношениям оценка стратегического потенциала компании приобретает особо важное значение.
Во-первых, система управления должна осуществлять формирование потенциала, рациональное его использование, пополнение и развитие в соответствии с разработанной стратегией.
Во-вторых, стратегический потенциал предприятий промышленности и транспорта есть совокупность динамически связанных локальных потенциалов, т.е. возможностей хозяйств, обеспечивающих усиленное функционирование и развитие на перспективу.
Для управления потенциалом предприятий в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды, необходимо устанавливать систему нормативов и поддерживать ее в сбалансированном состоянии. Это особенно важно при внедрении инновационных мероприятий, направленных на стратегическое развитие.
Внешняя среда здесь является фактором дестабилизации локальных потенциалов, определяющих конкурентоспособность предприятия.
В современных условиях динамического развития механизм управления компании можно представить с позиций логистики, как совокупности различных видов деятельности с целью получения конечного результата на рынке транспортных услуг. Таким образом, железнодорожное предприятие является сложной многофункциональной системой, которая в условиях перехода к рыночным отношениям рассматривается как многокритериальная модель динамически связанных элементов, функционирующих в условиях неопределенности.
В связи со значительным количеством факторов, воздействующих на формирование и развитие конкурентоспособного потенциала предприятия, представим его в виде составляющих подсистем (рис.14), имеющих свой обособленный экономико-организационный локальный потенциал и критерий результативности (в скобках).
Конкурентное преимущество возникает за счет снижения издержек и диверсификации услуг.
Взаимодействие компании с внешними рыночными структурами полностью зависит от ее стратегического потенциала.
Рисунок 14 – Модель формирования конкурентоспособного потенциала предприятия
Рыночные параметры и условия конкуренции постоянно меняются, силы конкуренции находятся в движении во времени, создавая стимулы к инновационным изменениям.
При разработке конкурентной стратегии необходимо, с одной стороны, более полно раскрыть и использовать сильные стороны предприятия, а с другой - совершенствовать структуру компании с точки зрения ее позиций в национальной экономике в целом, позиций, влияющих на соотношение сил, определяющих конкурентный статус компании.
В то же время необходимо оценить направления деятельности компании по преодолению слабых позиций и привести в соответствие с условиями внешней среды все взаимосвязанные элементы стратегического потенциала. Это позволит обеспечить необходимый уровень конкурентного преимущества компании.
Стратегия снижения издержек в ОАО «РЖД» в период до 2010 года характеризуется следующими направлениями: