Стратегия снижения издержек направлена на достижение выигрыша в конкурентной борьбе на рынке за счет более низких цен. Речь не идет о низких ценах как таковых – речь идет о снижении издержек, которые позволяют держать цены на более низком уровне, чем цены конкурентов. Нет смысла производить продукт с очень низкой ценой, который никто не будет покупать. Стратегия снижения издержек ориентирована на производство продуктов, основные потребительские качества которых сохраняются, но при этом издержки меньше. В основе стратегии снижения издержек лежит пять «краеугольных камней», за счет которых достигаются конкурентные преимущества.
Социальное проектирование и отсутствие дополнительных услуг. Прямой подход к снижению издержек связан с устранением дополнительных услуг и специальным проектированием продукта, направленным на технологическое упрощение производства. Классическим современным примером здесь стала американская компания «Юго-Западные авиалинии», которая сократила количество традиционных для авиакомпании услуг для пассажиров. Это позволило ей резко сократить издержки и снизить цены. При этом в качестве услуги фактически предлагалась лишь одна – перевести пассажира из одного пункта в другой, в удобное для них время.
Примеры социально проектирования можно найти в автомобильной промышленности – проекты массовых дешевых автомобилей.
Снижение операционных издержек. Целая эпоха с использованием более дешевой рабочей силы и перемещением производств в страны, где такие ресурсы имеются. Автоматизация – второй широко распространенный подход к снижению операционных издержек. Другие направления снижения издержек связаны с использованием более дешевого сырья, более дешевой товаропроизводящей сети, размещением производства, использованием более дешевого и простого оборудования и сокращением непроизводственных издержек (рис. 13).
Важнейшей составляющей стратегий экономики масштаба и эффекта накопления опыта является большие объемы производства с использованием широкого набора специализированного оборудования. При этом его загрузка остается очень высокой. Это позволяет вводить более узкую специализацию персонала. При больших объемах производства легче сократить долю непроизводственных затрат. В совокупности это ведет к общему снижению издержек. Однако рост масштабов приводит к сложности управления, усложнению мотивации сотрудников, росту расстояний до потребителей и поставщиков. Все это может вести к увеличению издержек. Поэтому для эффективной ценовой конкуренции, основанной на минимизации издержек, требуется найти оптимальный объем производства.
Рисунок 13 – Стратегия снижения издержек
Для достижения успеха в реализации стратегии снижения издержек необходимо, чтобы все составляющие бизнеса были сфокусированы на решении этой задачи, включая организационную культуру, систему мотивации, структурное построение организации. Структура организации должна содержать как можно меньше уровней и система отчетности должна быть максимально простой, менеджмент и персонал должны быть сфокусированы на решении узких функциональных задач. Важнейшую роль играет система контроля издержек. Все компоненты контроля издержек должны быть формальны, и измеряться количественными показателями. Тщательный контроль должен осуществляться за стоимостью труда, сырья, хранения продукции на складах и т.д. Система вознаграждения персонала компании полностью должны быть сфокусированы на снижении издержек.
В качестве примера приведем анализ структуры эксплуатационных расходов железнодорожного хозяйства и методические подходы, используемые для их снижения.
В переходный период к рыночной экономике ОАО «РЖД» должны ориентироваться на получение максимально возможной прибыли. Этого можно добиться двумя путями, первым - ростом доходов за счет увеличения объема перевозок при неизменных тарифах, и вторым - минимизацией издержек.
Весьма важными в системе управления издержками являются вопросы, связанные со структурой расходов, их классификацией с разработкой нормативов на единицу работ. Решение этих вопросов является первой ступенью для введения контроллинга эксплуатационных расходов.
При этом большое значение для контроллинга имеет группировка текущих затрат по элементам, по статьям, их классификация на зависящие и независящие от объема перевозок.
Затраты, образующие себестоимость транспортной продукции, группируются по следующим элементам:
а) затраты на оплату труда. В этом элементе отражаются выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное на производстве время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсирующие выплаты и услуги, связанные с особым режимом работы и условиями труда, а также с повышением цен и индексацией доходов;
б) в элементе «отчисления на социальные нужды» содержатся отчисления в пенсионный фонд, фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения, в зависимости от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве, и в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
в) материальные затраты. Здесь представлены расчёты стоимости не только покупных материалов, топлива и электроэнергии, но и работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, не относящимися к основному виду деятельности. К ним относят, например, оплату счетов за текущий ремонт локомотивов, производимый в депо других работ, ремонт приборов АЛС и радиостанций, оплату счетов за выполненный предприятиями других отраслей текущий ремонт грузовых вагонов и т.д.;
г) амортизация основных фондов. Здесь отражены средства на полное восстановление основных фондов, исчисленные исходя из их балансовой стоимости.
В составе основных расходов планируются и учитываются: амортизация подвижного состава и контейнеров; защитных лесонасаждений; земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения пути; амортизация основных средств рельсосварочных поездов, подъездных путей, устройств сигнализации и связи, контактной сети и электросетей, оборудования тяговых и трансформаторных подстанций и постов секционирования, станочное и силовое оборудования; инструмент и производственный инвентарь, а также износ зданий производственного назначения;
д) прочие затраты.
Сюда включаются:
- налоги, сборы, платежи, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством;
- платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
- платежи за кредиты в пределах ставок, установленных законодательством;
- затраты на командировки, подъемные;
- оплата услуг связи, вычислительных центров, банков;
- отчисления в резерв на капитальный ремонт хозяйства пути;
- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;
- затраты на подготовку и переподготовку кадров, организационный набор и другие.
В теории существует два принципиальных способа снижения эксплуатационных расходов:
- внедрение инноваций за счет использования новых технологий, материалов, оборудования;
- использование внутренних резервов производства.
В условиях переходного периода к рыночной экономике очередность и последовательность применения этих способов на предприятия железнодорожного транспорта должна выглядеть следующим образом:
- использование внутренних резервов, требующих минимум инвестиций;
- внедрение инноваций, которые требуют значительных инвестиций.
Рассмотрим реализацию этих направлений в различных хозяйствах железнодорожного транспорта.
Хозяйство перевозок
По хозяйству перевозок определены следующие статьи расходов:
- маневровая работа на грузовых, сортировочных и других станциях;
- прием и отправление поездов;
- обслуживание зданий и сооружений и содержание оборудования;
- сопровождение поездов кондукторскими бригадами;
- расходы, общие для всех отраслей железнодорожного хозяйства;
- общехозяйственные расходы.
Возможные пути снижения этих издержек.
Использование внутренних резервов.Наиболее известными, ставшими уже классическими, являются задачи оптимизации перевозки грузов, которые решаются методами линейного программирования.
Кроме экономико-математического моделирования процессов для снижения эксплуатационных расходов в хозяйстве перевозок снизить издержки можно также за счет совершенствования хозрасчетных отношений.
Внедрение инноваций. Приоритетными направлениями для инноваций следует считать:
- электрификацию участков железнодорожного пути;
- внедрение современных информационных технологий в управлении перевозочным процессом;
- использование спутниковой навигации в управлении перевозками.