Научная основа количественной оценки природно-экономических условий производства работ на предприятии промышленности и транспорта позволяет уточнить механизм взаимодействия их с техническими, экономическими и социальными системами. Так, для работников находящихся в утепленных цехах, суровость климата не влияет на производительность их труда. Однако на работу бригад, ведущих работы на открытом воздухе, природные факторы оказывают существенное влияние.
Природно-экономические условия влияют на производительность труда рабочих, на общие показатели экономической эффективности предприятия, определяют состав, структуру и физические объемы работ. Следовательно, детальный количественный учет природно-экономических условий производства работ повышает объективность анализа и уровень планирования основных технико-экономических показателей.
Например, сложности природно-климатических условий производства работ на предприятии железнодорожного транспорта оценивается по следующим показателям:
- показатель климатических условий района работ;
- показатель труднодоступности участков работ;
- показатель транспортной доступности;
- показатель экономического освоения территорий;
- удаленности объектов от центра управления.
Оценка изученности участки работ определяется по следующим показателям:
- категория сложности геологического строения участка работ;
- категория грунта и трещиноватость пород;
- вечная или сезонная мерзлота грунта на участке работ.
Синтезирующий показатель, характеризующий сложность природно-экономических условий производства работ на транспорте рассчитывается по формуле:
(14)
где: – значение частных показателей, характеризующих климатические условия района работ , труднодоступность участков работ , сезонность производства работ , транспортную доступность , экономическое освоение территории , удаленность объектов работ от центров управления ; - степень влияния , , , , , на эффективность производства работ. Коэффициенты определяются экспертным методом.
Показатель сложности природно-экономических условий производства работ на примере предприятия железнодорожного транспорта и методы их расчета приведены в таблице 8 и учебном пособии «Инновационный менеджмент на железнодорожном транспорте». [15]