Изучение курса «Стратегический менеджмент» студентами предусматривает проведение лекционных занятий и самостоятельную проработку специальной литературы, а также выполнение курсовой работы по специальности «Менеджмент организации».
Лекционные занятия
Тема 1. Введение в стратегический менеджмент
Исторические этапы зарождения, становления и развития стратегического менеджмента. Понятие и основные характеристики стратегии. Преимущества и недостатки стратегии. Основные подходы к формированию стратегии. Сущность стратегического менеджмента. Организация и потенциал организации. Основные этапы стратегического менеджмента. Отличия между стратегическим менеджментом и долгосрочным планированием, стратегическим управлением. Виды стратегического менеджмента и их особенности.
Тема 2. Методологические основы, процесс и концепции стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент как область научных знаний. Предмет, методология и система изучения дисциплины. Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний. Концепции и научные школы стратегического менеджмента, их основные идеи, модели.
Стратегический менеджмент как процесс принятия и реализации стратегических решений. Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний. Отличия стратегического планирования от стратегического менеджмента
Тема 3. Стратегии фирм в условиях динамичной конкурентной среды.
Влияние процесса глобализации на стратегический менеджмент фирм и базовые классификации стратегий. Особенности мегатенденций развития современного общества и экономики.
Особенности российских тенденций в изменении управления организаций и пути роста конкурентоспособности российской экономики.. Новые стратегические критерии развития компаний.
Влияние факторов макросреды на выбор стратегии. Внешние факторы
Классификация стратегий фирм и их особенности.
Тема 4. Стратегическое видение, миссия и цели организации, дерево целей.
Формирование видения, стратегических проблем и задач. Определение стратегического видение и миссия организации. Значение видения и миссии для деятельности организации. Определение целей организации. Требования к целям. Сравнительные характеристики финансовых и стратегических целей организации.Процесс установление целей. Выбор стратегических целей организации и построение "дерева стратегических целей».
Тема 5. Анализ внешней среды. Стратегический анализ конкурентных преимуществ и потенциала организации.
Основные факторы внешней среды, влияющие на стратегическое развитие организации. Анализ макроокружения. Проведение PEST, SWOT - анализа. Экономическое, технологическое, политическое, социодемографическое воздействие. Методика проведения. Ограниченность анализа.
Анализ конкурентного окружения. SWOT - анализ. Анализ отрасли и рынков. Отраслевой анализ по модели Портера. Недостатки пятифакторной модели.
Определение сферы для конкуренции и сотрудничества.
Ресурсный подход к анализу среды. Ресурсная модель. Анализ стратегических групп и конкурентов.
Поиск и анализ стратегических альтернатив развития организации. Разработка сценариев развития организации и изменений внешней среды.