для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
ЯРОСЛАВЛЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
2012
Автор:
Н.П. Филиппов, кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры учета и управления
Рецензент:
О.К.Платов, доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры учета и управления
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегический менеджмент» подготовлен в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267 на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 Менеджмент организации.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Стратегический менеджмент» по специальности 080507 «Менеджмент организации» / сост. Н. П. Филиппов. – Ярославль: Институт управления, 2012. – ____ с.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Цели изучения дисциплины.. 4
2 Требования к уровню освоения рабочей программы.. 6
3 Содержание дисциплины.. 11
3.1 Примерный тематический план. 8
3.2 Содержание разделов и тем.. 11
4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 16
4.1 Перечень основной литературы.. 23
4.2 Перечень дополнительной литературы и ссылок на информационные ресурсы.. 24
4.3 Формы текущего промежуточного контроля. 25
4.3.1 Вопросы для подготовки к зачету (тематика контрольных (курсовых) работ и перечень задач) 25
4.4 Формы итогового контроля. 27
4.4.1 Вопросы для подготовки к экзамену. 20
4.4.2 Варианты тестов по дисциплине. 30
5 Приложения к рабочей программе. 32
5.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. 41
5.2 Методические указания для студентов. 60
5.2.1 По подготовке к семинарским и практическим занятия. 60
5.2.2 По выполнению контрольных (курсовых) работ. 60
5.2.3 По организации самостоятельной работы.. 62
5.2.4 ГЛОССАРИЙ.. 64
1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе (пояснительная записка)
Формирование в России высокоэффективной и динамично развивающейся экономики, обеспечивающей потребность российскому обществу интеграции в мировую экономическую систему, требует разумного сочетания возможностей свободного и управляемого рынка. В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия и организации вынуждены принимать стратегические решения в относительно нестабильной внешней среде с высоким уровнем неопределенности. При этом влияние внешней среды существенно возрастает в кризисные периоды, сопровождающие процессы трансформирования экономики, когда правовые и экономические нормы и другие регуляторы, призванные обеспечить защищенность предприятий и организации от действий стихийных рыночных сил или недостаточно эффективны, или применяются не в полной мере, или вовсе отсутствуют.
В мировой практике управления предприятиями и организациями накоплен большой опыт принятия стратегических решений в нестабильных условиях. Определенный вклад в развитие теории и практики управления в условиях неопределенности внесли зарубежные и российские ученые и практики. Этот опыт нашел отражение в различных областях научного знания, связанных с теорией и практикой управления, в том числе в учебной дисциплине «Стратегический менеджмент».
Стратегический менеджмент - одно из ключевых направлений в управленческой деятельности. Стратегические решения оказывают существенное влияние на долгосрочное развитие компании, а стратегические ошибки могут привести к непоправимым последствиям.
Основнаяцель изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» - формирование у студентов базовых теоретических знаний и практических навыков в области стратегического управления предприятиями и организациями; в разработке и реализации стратегий предприятий: стратегического анализа макро- и микросреды, оценки конкурентоспособности предприятий; постановки стратегических целей и задач организаций, определении миссии фирм, выбора стратегических альтернатив; управлении реализацией стратегии, стратегического и оперативного контроля и контроллинга.
Задачами изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются:
- сформировать представления об особенностях стратегического управления предприятием или организацией в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;
- приобрести теоретические знания и практические навыки по определению возникающих возможностей и по оценке угроз предприятию, исходя из анализа внешней среды и особенностей (сильных и слабых сторон) предприятий;
- выработать умение формулировать миссию и цели предприятия на основе стратегического анализа;
- изучить возможные варианты стратегий, методы разработки стратегических альтернатив и выбора конкретной стратегии предприятия или организации;
- сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям;
- изучить методы стратегического контроля и разработки систем контроля реализации стратегии.