Стратегическую уязвимость фирмы можно оценить по степени концентрации продаж и прибылей. Например, если более 90% продаж и 80% прибылей компании обеспечивают одна или две СЗХ, то можно говорить о том, что фирма может быть уязвима. Но для более точной оценки целесообразно дополнить проведенной исследование оценкой гибкости фирмы – способности адаптироваться к изменяющимся условиям без ущерба для своих конкурентных позиций.
В этом осущ-ся анализ хар-ра и степени влияния на гибкость возможных стратегических неожиданностей. Процедуру анализа можно разбить на несколько этапов:
1) выявление наиболее вероятных и существенных для фирмы стратег неожиданностей, кот могли бы оказать серьезное воздействие на ее конкурентные позиции (такие факторы, как полит нестабильность, стагфляция, изменения запросов потребителей, появление новых технологий, изменение трудностей морали, гос регулирования хоз деят-ти, изменения упр деят-ти и т.д.)
2) оценка потенциального влияния каждой неожиданности. Экспертами оценивается влияние каждого фактора на каждую зону. Если влияние положительное, то данный фактор рассматривается как возможность и оценивается обычно по шкале от 1 до 10, если негативное – то как угрожающая проблема и оценивается по шкале от -1 до -10. Для каждой стратег неожиданности оценивается вероятность ее возникновения и время влияния (краткосрочное – до 5 лет, долгосрочное – выше пяти лет).
3)оценка гибкости каждой СЗХ путем суммирования всех положительных оценок стратегических неожиданностей по данной СЗХ с учетом вероятности их появления, а также всех отриц оценок по той же СЗХ. Первая сумма - мера положительного значения гибкости в случае опасности, вторая – степень уязвимости или негибкости. След, алгебраическая сумма обеих величин даст показатель общей гибкости данной СЗХ.
4)Измерение вероятного влияния соответствующих неожиданностей на фирму путем суммирования полученных оценок влияния данного фактора на каждую СЗХ компании с учетом вероятности его реализации. Алгебраическая сумма соотв показателей по всем СЗХ даст показатель влияния оцениваемой стратег неожиданности на фирму в целом в случае возникновения этой неожиданности.
5)расчет общего показателя гибкости фирмы может быть получен как суммарный показатель гибкости всех СЗХ или как показатель суммарного влияния всех страт неожиданностей на компанию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
6)установление ориентировочного показателя гибкости для фирмы – может быть определен на основе максимальной доли прибыли фирмы, которая может быть получена в зоне с определенным уровнем нестабильности.