Конкуренция – свойство товарного производства, способ его развития. Под конкурен-цией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение по-требителей в целях получения наибольшей прибыли.
Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах – внутриотрас-левой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыноч-ную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высо-кой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутри-отраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.
Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из од-ной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую – с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамиче-
Монополия
Уникальная
Некоторые ограничения
Одна фирма
ского равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал незави-симо от того, где он вложен.
Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими усло-виями.
Атомизацией рынка.На уровне, как спроса, так и предложения существует большое число экономических единиц, и ни одна из них не обладает на рынке достаточными разме-рами, мощностью, чтобы оказывать какое-либо влияние на производство и цены рассматри-ваемой отрасли.
Однородностью продукции.В пределах отрасли все фирмы поставляют такую про-дукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной; у них нет причин пред-почитать продукт какой-либо одной фирмы продукту другой.
Свободным доступом в сферу данной отрасли.Если кто-либо захочет наладить ка-кое-то производство, он имеет возможность безотлагательно и беспрепятственно сделать это. Фирмы, составляющие данную отрасль, не могут противиться появлению конкурентов. По-следние легко могут получить необходимые им факторы производства.
Полной прозрачностью рынка.Все участники рынка располагают полной информа-цией обо всех существенных сторонах положения на рынке.
Совершенной подвижностью факторов производстваот одной отрасли к другой.
В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может получить доход путем увели-чения цен, а только посредством сокращения издержек производства. Свободный доступ ту-да, где имеются высокие прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Вся-кое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобожда-ются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею.
Совершенная конкуренция могла бы существовать только там, где не было бы ника-ких элементов монополии, то есть никакого контроля над предложением товаров, что прак-тически нереально.
Усиление концентрации экономики наносит удар по понятию атомизации рынка. Ис-следования товарной политики фирм показывают, что для нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность продукции. Потребности фирм в основ-ном капитале, стратегии в отношении производства, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий – все это факторы, которые могут ограничить свободу доступа в отрасль, обеспечить фирме господствующее положение на рынке.
О существовании модели совершенной конкуренции в сегодняшних условиях можно говорить только с теоретической точки зрения, как о явлении, делающим для нас более по-нятным процессы ценообразования, поведения фирмы и функционирования рыночной модели.