Основные стратегические вопросы в целом – это проблемы, которые жизненно важны для деятельности фирмы. К ним относятся:
1. Направление деятельности фирмы:
- отраслевая структура;
- выбор технологии;
- характер и размеры производства;
- продуктовый набор;
- специализация или диверсификация.
2. Источники развития деятельности (по которым получают инвестиции) – формиро-вание структуры капитала.
3. Формирование структуры управления.
4. Характер отношений компании с внешней средой – форма конкурентных отноше-ний на рынке.
5. Возможные результаты деятельности фирмы, имеющие принципиальное значение для ее функционирования:
- прибыльность или убыточность;
- продолжение функционирования в прежнем виде или радикальные изменения;
- динамика развития;
- последствия стратегических вопросов.
6. Возможные противоречия и конфликты, способные повлиять на принципиальные
параметры деятельности организации.
Существуют две причины, которые делают актуальным вопрос о разработке стратегии:
- изменения внешней среды;
- компания не удовлетворена результатами своей работы.
Формы реакции фирмы на стратегические вопросы.
- авторитарный подход. Чаще всего один или несколько экспертов признают суще-ствование данной проблемы;
- моделирующий подход. Основан на том, что стратегические вопросы очень дина-мичны, что приводит к необходимости создания моделей;
- командное изучение вопроса основано на постоянном сборе данных и проведении различных анализов;
- стратегический анализ – это сумма первых трех подходов.
Идентификация стратегических вопросов (менеджер – высшее руководство)
^Формальное определение
(менеджер плюс аналитик)
Предварительная модель
(аналитик)
Критика и ревизия модели (менеджер плюс аналитик)
Сбор данных
(аналитик)
Использование модели в ходе стратегического планирования
(менеджер)
Управление стратегическими вопросами представлено на рис. 1.
Стратегические цели (решение стратегических вопросов)
Социально-политическая среда (внешняя)
Экономическая среда (внешняя)
Стратегическое планирование Оперативное управление
Способы внутреннего руководства
Конкурентная
■*политика
Коммуникации
"*Связи с общественностью +
___________Реклама_____________
Рис. 1. Управление стратегическими вопросами