1. Цели и задачи дисциплины:состоят в том, чтобы сформировать у обучающегося компетенции в принятии стратегических решений, знания основных методов и моделей стратегического менеджмента, умения и навыки в разработке и реализации стратегии предприятия на различных этапах его развития.
Задачи состоят в формировании способности:
· разрабатывать основные элементы стратегии;
· проводить стратегический анализ и принимать стратегические решения;
· оценивать стратегический потенциал предприятия;
· использовать инструментарий стратегического менеджмента при формировании антикризисной стратегии предприятия
2. Место дисциплины в структуре ООП:Дисциплина профессионального цикла - базовая часть.
Для освоения курса «Стратегический менеджмент» студент должен обладать знаниям, умениям и компетенциям в области информационно-аналитической деятельности:
· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
· подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
· оценка эффективности управленческих решений;
Это обеспечивается тем, что для изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» студенты должны успешно владеть знаниями, полученными при изучении предшествующих учебных дисциплин: методы принятия управленческих решений, математические методы и модели в принятии решений, теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение), маркетинг, управление человеческими ресурсами.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент» создают основу для овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, содержащимися в следующих учебных дисциплинах: управление изменениями, управление качеством и конкурентоспособностью, международный менеджмент, стратегическое планирование и прогнозирование маркетинга, организация предпринимательства, интегрированное планирование цепей поставок, стратегическое планирование в международной фирме, интегрированные структуры в глобальной экономике, интернационализация малого и среднего бизнеса, инновационное предпринимательство, управление инновационной инфраструктурой, конкурентные стратегии, корпоративные стратегии, модели стратегического анализа, стратегический инновационный менеджмент, формирование и реализация стратегий развития корпораций, стратегии финансово-промышленной интеграции, формирование и реализация стратегии развития корпораций, управление корпорацией на основе сбалансированной системы показателей, организация и управление рекламной деятельностью предприятия, комплексное оценивание и продвижение проектов в сфере коммерческого и социального предпринимательства, анализ и оценка конкурентоспособности предприятия, реорганизация и моделирование бизнес-процессов, экономика и управление малым бизнесом, риск-менеджмент, а также подготовке выпускной работы и государственного экзамена по специальности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
· способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
· способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
· способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
· готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
· учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
· готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
· владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
· способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
· знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
· умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
· владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
· умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
· способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
· умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
· способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
· роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;
· основные теории стратегического менеджмента;
· теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;
· содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления
уметь:
· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
· разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
владеть:
· методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.