1. Подход главного архитектора.
1 человек, глава или владелец, берет на себя роль главного стратега, единалично формируя ключевые элементы стратегии. Он может не быть автором всех идей, но за ним решающее слово и вся ответственность. Характерен для компаний, главы которых являются их учредителями. Успешен в условиях входа в отрасль, при кризисе.
2. Делегирование.
Ответственный за разработку стратегии менеджер делегирует часть своих полномочий доверенным подчиненным, нижестоящим менеджерам. Такой подход удобен многоотраслевым компаниям с широким ассортиментом товаров. Чем выше ассортимент, диверсификация и географический разброс, тем целесообразнее передавать полномочия. Менеджеры, делегируя полномочия, теряют контроль над отдельными компонентами стратегии, однако сохраняют ключевую роль в ведущих компонентах.
Главный недостаток делегирования – успех зависит от профессионализма и компетенции менеджеров низшего звена, а им свойственна узость кругозора.
3. Совместный или коллективный подход.
Ответственный за создание стратегии менеджер опирается на помощь и советы своих коллег и подчиненных, вырабатывая компромиссный вариант. В группу разработки входят: линейные и функциональные менеджеры из разных подразделений. Руководит ответственный менеджер, но результат и плод усилий всех участников.
Этот подход удобен в ситуациях, когда компоненты стратегии касаются различных отделов и видов деятельности.
Достоинства: участники становятся ярыми приверженцами созданной ими стратегии, охотно участвуют в деятельности организации.
4. Привлечение внутренних резервов
Высшее руководство предлагает отдельным служащим и рабочим группам выдвигать предложения по запуску новых товарных линий и освоению новых направлений деятельности. Идея состоит в том, чтобы помочь раскрыться талантливым работникам. Это срабатывает только при наличии хорошего кадрового потенциала.
Вывод: любой из подходов может привести к успеху или провалу. Все зависит от размера и структуры компании, качества менеджмента и персонала.