1. отбраковка: потребителю должна поступать только годная продукция;
2. контроль качества: отбраковка сохраняется, но основные усилия направлены на выявление несоответствия и корректирующие действия;
3. управление качеством (TQC): Демин, Кросби, Фейгенбаум, Ишикава. Переход от контроля качества к стратегии TQC - это переход от процесса перевода продукции из разряда готовой в разряд годной или негодной, к процессу ликвидации причин брака. Ключевые положения стратегии TQC:
- обеспечение качества на каждом этапе производственного процесса с целью добиться бездефектного производства;
- комплексность управления качеством, позволяющая вскрывать причинные связи, обнаруживать дефекты прежде, чем они вызовут катастрофические последствия;
- качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать;
- мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения.
4. менеджмент качества (TQM) – основные усилия на проектных работах, т.к. большинство ошибок закладываются в них, особое внимание к качеству управления, моделирования. Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.
5. контроль качества среды: чтобы продукция была качественной, необходимо, чтобы среда, где производится эта продукция, отвечала необходимым требованиям.
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.
Кружок качества - это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и сами претворяют их в жизнь или с помощью специалистов.