Реализация стратегии – этап стратегического управления, на котором путем стратегических изменений происходит непосредственный переход организации в состояние, обозначенное в целевых установках.
Основные этапы реализации стратегии:1) Подтверждение актуальности целей и стратегии на основе дополнительного изучения среды2) Разработка плана и бюджета для реализации стратегии. Составление программ развития ресурсов.3) Приведение организационной культуры и организационной структуры в соответствие с новой стратегией. 4) Осуществление необходимых изменений в организации; управление в условиях стратегических изменений.5) Корректировка стратегического плана на основе данных стратегического контроля5.1. Контроль неизменности предположений.5.2. Контроль непредвиденных ситуаций.5.3. Контроль за внедрением стратегии.5.4. Общее наблюдение за разработкой и реализацией стратегии.
Метод проведения организационных изменений – модель 7 S – Том Питерс и Роберт Уотерман Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. К этим элементам относятся: Стратегия, Структура, Системы и процедуры, Стиль управления, Состав персонала, Сумма навыков персонала, совместно разделяемые ценности.
Методы преодоления сопротивлений:1) Принудительный метод (в короткий срок навязать изменения, кому не нравится – уйти или стать скрытыми противниками).2) Метод адаптивных изменений (создавать благоприятные условия, требует времени).3) Метод управления кризисной ситуацией (искусственно создает или просто обращает внимание сотрудников на проблему, угрозы).4) Метод «аккордеона» (управление сопротивлением).
Виды сопротивления стратегическим изменениям:1) Индивидуальное сопротивление. Причины сопротивления индивида-подчиненного:- вынужден принимать на себя риск;- чувствует, что в результате происходящих изменений он может оказаться ненужным;- считает, что он не справится с новыми обязанностями;- чувствует, что «теряет лицо»;- не способен и/или не желает обучаться новым навыкам и новому поведению.Причины сопротивления индивида-руководителя:- ожидает, что его доля в доходах компании уменьшится;- ощущает, что его влияние на принятие решений в компании уменьшится;- думает, что изменение ведет к сокращению контроля над ресурсами организации;- полагает, что изменение подрывает его репутацию.2) Групповое сопротивление. Причины группового сопротивления:- изменение угрожает власти группы;- изменение нарушает принятые ценности и нормы;- изменение базируется на информации, которая считается неуместной;- изменение основано на модели действительности, отличной от принятого мировоззрения.3) Системное сопротивление.
Концепция стратегий Г.Минцберга и И.Ансоффа. Особенности плановых, адаптивных и реализуемых стратегий.
1) Плановые (предписывающие) стратегии. Методологический базис подобных стратегий основан на построении формализованного процесса от миссии и целей компании, посредством решения стратегических задач с использованием внутреннего и внешнего анализа. Недостатком подобного класса стратегий является несовпадение между запланированным и фактическим результатом. Также предписания, заложенные в определенные границы показателей, могут сдерживать элемент творчества, присущий менеджерской составляющей стратегии. Жесткая привязка к планам может привести к упущенным деловым возможностям.
2) Эмерджентные (адаптивные) стратегии. Метод построения таковых основывается на интуиции высшего руководящего звена компании, позволяют адекватно реагировать на турбулентно изменяющуюся среду. Класс подобных стратегий характеризуется тем, что они могут быть быстро пересмотрены и изменены в ответ на требования среды. Недостатком подобных стратегий служит размытость целей и задач, что зачастую не позволяет оценить достигнутого результата и вносит элемент хаоса в систему.
3) Реализуемая стратегия -это конечный продукт, полученный в результате следования по маршруту: Намеченные стратегии - Неосуществленная стратегия - Продуманная стратегия – Развивающиеся стратегии - Реализуемая стратегия. Подходы к стратегическому менеджменту:
Подход
Теория
Преимущества
Недостатки
Плановая (предписывающая) стратегия
Стратегический менеджмент – в значительной степени формализованный процесс. Определяются бизнес-цели. Для их достижения формулируются и внедряются стратегии.
Четкие цели обеспечивают направления для компании. Цели достигаются через задачи, выполнение которых можно контролировать и измерять. Подход логический и рациональный.
Очень частое несовпадение между запланированным и достигнутым. Жесткое планирование в условиях турбулентного бизнес-окружения может быть непродуктивным. Упущенные возможности.
Эмерджентная (спонтанная) стратегия
Стратегия появляется и развивается спонтанно.
Эмерджентная стратегия увеличивает подвижность в турбулентном окружении.
Цели нечетко сформулированы. Сложно определить результат.
Подход с точки зрения конкурентного позиционирования
Конкурентное преимущество за счет выгодной позиции компании в отрасли. анализ сильных стороны конкурентов и выбор родовую стратегию. Суть «извне вовнутрь».
Тщательно разработанные аналитические схемы, как модель Портера, т.п. Структурированный подход помогает определить возможности.
Игнорирует важность ресурсообеспеченности компании и больше ориентируется на факторы отрасли.
Стратегический подход основанный на корневых компетенциях
Компании должны определить или создавать корневые компетенции. Суть подхода – «изнутри вовне».
Подход подчеркивает роль отдельной компании в завоевании конкурентной позиции, ее стратегические намерения, видение.
Аналитические схемы слабо разработаны. Важность окружения в определении корневых компетенций недооценивается.
Концепция стратегии Минцберга (дескриптивная):Стратегия понимается как концепция бизнеса организации, но не просто как определенное позиционирование, а как «воспринятый путь завоевания мира», то есть некая идеология развития. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», то есть индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.
Концепция «5Р» стратегии Минцберга: - План (plan), это вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной ситуации:- создается заранее, до начала действий;- разрабатывается сознательно и с определенной целью.
-Принцип (pattern of behavior) результативного поведения или следование некой модели
- Уникальная и ценная Позиция(position in respect to others),которая создается посредством разнообразных действий, соотношение организации с внешней средой (выявление позиции конкуренции, уход от конкуренции или сотрудничества между организациями). - Перспектива (perspective), т.е. основной способ действия организации («теория бизнеса» организации, мировоззрение, разделяемое членами организации в их намерениях и действиях).
- Прием (ploy), особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Школа предпринимательства (Г. Минцберг, О. Коллинз, Д. Мур и др.) подходит к процессу разработки стратегии как к ментальному процессу высшего руководителя организации на основе его стратегического видения.
Концепция стратегии Ансоффа (дескриптивно-конструктивная): По Ансоффу: Стратегия – это правило формирования решений, определяющих деятельность компании в пространстве «продукт-рынок», направление роста, конкурентное преимущество и синергию между ними. Жизнеспособность и успешная деятельность фирмы на современном этапе будет определяться тем, насколько она способна отказаться от привычного, обращенного на традиционные рынки и виды продукции, взгляда вовнутрь в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей. • школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Дж. Штейнер и др.) рассматривала процесс стратегического управления как последовательность формализованных этапов управленческой деятельности: постановка стратегической задачи (формализованного представления цели), внешний и внутренний аудит, оценка разработанной стратегии, детальная проработка стратегических планов и тактическое планирование, контроль за реализацией планов. Заслуга этой школы - формализация и конкретизация результатов процессов стратегического управления.Концепция стратегии Чандлера (конструктивная):Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курсов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Концепция стратегий Г.Минцберга и И.Ансоффа. Особенности плановых, адаптивных и реализуемых стратегий.
1) Плановые (предписывающие) стратегии. Методологический базис подобных стратегий основан на построении формализованного процесса от миссии и целей компании, посредством решения стратегических задач с использованием внутреннего и внешнего анализа. Недостатком стратегий - несовпадение между запланированным и фактическим результатом. Жесткая привязка к планам может привести к упущенным деловым возможностям.
2) Эмерджентные (адаптивные) стратегии. Метод построения таковых основывается на интуиции высшего руководящего звена компании, позволяют адекватно реагировать на турбулентно изменяющуюся среду. Недостаток - размытость целей и задач, что зачастую не позволяет оценить достигнутого результата.
3) Реализуемая стратегия -это конечный продукт, полученный в результате следования по маршруту: Намеченные стратегии - Неосуществленная стратегия - Продуманная стратегия – Развивающиеся стратегии - Реализуемая стратегия. Подходы к стратегическому менеджменту:
Подход
Теория
Преимущества
Недостатки
Плановая (предписывающая) стратегия
Стратегический менеджмент – в значительной степени формализованный процесс. Определяются бизнес-цели. Формулируются и внедряются стратегии.
Четкие цели обеспечивают направления для компании. Цели достигаются через задачи, выполнение можно контрол. и измерять. Подход логический и рациональный.
Очень частое несовпадение между запланированным и достигнутым. Жесткое планирование может быть непродуктивным. Упущенные возможности.
Эмерджентная (спонтанная) стратегия
Стратегия появляется и развивается спонтанно.
Эмерджентная стратегия увеличивает подвижность в турбулентном окружении.
Цели нечетко сформулированы. Сложно определить результат.
Подход с точки зрения конкурентного позиционирования
Конк. преимущество за счет выгодной позиции компании в отрасли. анализ сильных стороны конк-ов и выбор род. стратегию. «извне вовнутрь».
Тщательно разработанные аналитические схемы, как модель Портера, т.п. Структурированный подход - определяет возможности.
Игнорирует важность ресурсообеспеченности компании и больше ориентируется на факторы отрасли.
Стратегический подход на корневых компетенциях
Компании должны определить или создавать корневые компетенции. Суть подхода – «изнутри вовне».
Подход подчеркивает роль компании в завоевании конк. позиции, ее стратегические намерения, видение.
Аналит. схемы слабо разработаны. Важность окружения в корневых компетенций недооценивается.
Концепция стратегии Минцберга (дескриптивная):Стратегия понимается как концепция бизнеса организации, но не просто как определенное позиционирование, а как «воспринятый путь завоевания мира», то есть некая идеология развития. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», то есть индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.
Концепция «5Р» стратегии Минцберга: - План (plan), это вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд таких линий), которой придерживаются в конкретной ситуации:- создается заранее, до начала действий;- разрабатывается сознательно и с определенной целью.
-Принцип (pattern of behavior) результативного поведения или следование некой модели
- Уникальная и ценная Позиция(position in respect to others),которая создается посредством разнообразных действий, соотношение организации с внешней средой (выявление позиции конкуренции, уход от конкуренции или сотрудничества между организациями). - Перспектива (perspective), т.е. основной способ действия организации («теория бизнеса» организации, мировоззрение, разделяемое членами организации в их намерениях и действиях).
- Прием (ploy), особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Школа предпринимательства (Г. Минцберг, О. Коллинз, Д. Мур и др.) подходит к процессу разработки стратегии как к ментальному процессу высшего руководителя организации на основе его стратегического видения.
Концепция стратегии Ансоффа (дескриптивно-конструктивная): По Ансоффу: Стратегия – это правило формирования решений, определяющих деятельность компании в пространстве «продукт-рынок», направление роста, конкурентное преимущество и синергию между ними. Жизнеспособность и успешная деятельность фирмы на современном этапе будет определяться тем, насколько она способна отказаться от привычного, обращенного на традиционные рынки и виды продукции, взгляда вовнутрь в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей. • школа планирования (И. Ансофф, П. Лоранж, Дж. Штейнер и др.) рассматривала процесс стратегического управления как последовательность формализованных этапов управленческой деятельности: постановка стратегической задачи (формализованного представления цели), внешний и внутренний аудит, оценка разработанной стратегии, детальная проработка стратегических планов и тактическое планирование, контроль за реализацией планов. Заслуга этой школы - формализация и конкретизация результатов процессов стратегического управления.Концепция стратегии Чандлера (конструктивная):Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курсов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.