Изучение эволюции рекламы помогает понять, как формировались существовавший ранее свободный рынок и типы конкуренции товарного рынка, характеризуя для настоящего временя.
Реклама стала товаром рыночной экономики, и действия рекламодателей и рекламных агентств породили рекламный рынок для обслуживания и развития товарного рынка.
Роль рекламы в развитии товарного рынка раскрывается в :
1). Ускорении развития рыночной экономики;
2). В расширении товарного рынка;
3). В стимулировании конкуренции;
4). В обеспечении потребителя эмоционально-побудительной информацией;
5). Формирование потребительского спроса и стимула в повышении качества жизни;
6). В развитии отраслей, выпускающих товары для рекламной деятельности;
7). В улучшении занятости и появлении новых рабочих мест.
Анализ эволюции рекламы и рынка, позволяет прогнозировать развитие рекламной деятельности и устанавливать ее главные перспективные направления.
Каждая общественно-экономическая формация определяла цели и задания рекламы и вырабатывала методы их достижения.
Основные этапы развития мировой рекламы:
1). При свободном рынке до появления монополий в экономически развитых странах до начала 1920 годов.
2). Появление маркетинга (1920 - 1930)- насыщение рынка товарами и растущая конкуренция; в направленности цели рекламы определен новый качественный этап – обеспечение стимулирования продаж и увеличение потребления.
3). Дальнейшее развитие маркетинга и опыт работы рекламной деятельности (1990-1955) – привели к пониманию, что в рекламе в качестве маркетинговой экономики должно быть обязательное уникальное продающее товары, позволяющее распознать товар.
4). Определен маркетинговыми стратегиями по выводу товара на мировые рынка (1955-1969) – от рекламы потребовалось создать уникальный бренд, который бы представлял и товар, и производителя, и стиль жизни целевого сегмента.
5). 1970- по наши дни - обозначалось новое направление в маркетинге и в рекламной деятельности.
В процессе эволюции рекламы ее роль определялась прежде всего уровнем развития производственных отношений и изменением целей рекламодателей. Важным фактором развития рекламы является наличие свободы выбора получателей рекламных обращений в различных сферах (экономической, политической, социальной и личной жизни).
В настоящее время выделяют следующие роли рекламы:
1). Экономическая, реализуется в том, что она обеспечивает налаживание связи между хозяйствующими субъектами и товаропроизводителями.
2). Общественная – воздействует на мировом уровне, на потенциальных потребителей рекламы, способствует формированию не только покупательских предпочтений, а становиться частью социальной среды, участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения, каждой страны и во всем мире.
3). Социальная реклама, все чаще используется для решения острых социальных проблем и получила широкое распространение. Она выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение более гармоничных отношений в обществе.
4). Политическая роль, используется как средство борьбы за голоса избирателей.
5). Образовательная, способствует процессу внедрения новых товаров и технологий, повышает распространение знаний в различных сферах человеческой деятельности и прививает потребителю – определенные навыки.
6). Психологическая роль – реализуется воздействие на психологию человека: реклама активно участвует в формировании психологических установок человека, его оценки окружающей среды и самооценки, характеризует реакции на различные раздражители и т.д.
7). Эстетическая – лучшие образцы рекламных обращений с древних времен до наших лет считают произведениями прикладного искусства.
Положительные стороны рекламы:
- Способствует росту экономики, капиталовложений и числа рабочих мест.
- Поддерживает конкуренцию.
- Экономически поддерживает национальную систему СМИ.