В этом подразделе описывается, как переместить курсор на текст, который не отображен на текущем экране. Вы можете сделать это следующим образом:
· прокрутка вперед и назад файла;
· перейти к указанной строке в файле;
· поиск по шаблону в файле.
Четыре команды редактора vi позволяют вам осуществлять прокрутку текста файла. Команды ^f (<CTRL>f) и ^d (<CTRL>d) проводят прокрутку экрана вперед, а команды ^b (<CTRL>b) и ^u (<CTRL>u) - прокрутку экрана назад.
Команда ^f
Команда ^f осуществляет прокрутку вперед на одно окно текста, расположенного ниже текущего окна. Редактор vi очищает экран и выводит новое окно. Две последние строки текущего окна отображаются в верхней части нового окна. Если окно дополнено пустыми строками, то они помечаются знаком ~ (тильда)
Команда ^d
Команда ^d осуществляет прокрутку на половину экрана, чтобы отобразить текст, расположенный ниже окна. Если курсор находится на последней строке файла и вы нажмете ^d, то vi подаст звуковой сигнал.
Команда ^b
Команда ^b осуществляет прокрутку экрана назад на полное окно, чтобы отобразить текст, который находится выше текущего экрана. Редактор vi очищает экран и отображает новое окно. В отличие от команды ^f, команда ^b не оставляет в новом окне строки из текущего окна.
Команда ^u
Команда ^u осуществляет прокрутку половины экрана, чтобы отобразить текст, расположенный выше окна. Если курсор достигнет начала файла, то vi подаст звуковой сигнал.
Команда G позиционирует курсор на указанную строку в окне. Если эта строка не находится в текущем экране, то G очищает экран и отображает окно, содержащее эту строку. Если не указана строка, то команда G перемещает курсор на последнюю строку файла:
G - переместить курсор на последнюю строку в файле;
nG - переместить курсор на строку n.
Каждая строка файла имеет номер, соответствующий ее положению в буфере. Чтобы получить номер конкретной строки, переместите курсор на эту строку и введите команду:
^g
В нижней части экрана команда ^g поместит информацию:
· имя файла;
· был ли буфер модифицирован после поледней записи его в файл;
· номер строки, на которой находится курсор;
· общее количество строк в буфере.
Поиск символов по шаблону: команды / и ?
Для поиска символов по шаблону вы можете использовать команды /, ?, n и N. Эти команды позволяют осуществлять поиск вперед и назад в буфере следующего появления указанного шаблона символов. Команды n и N позволяют вам повторить последний поиск.
Команда / и следующий за ней шаблон (/pattern) ведет поиск вперед по буферу следующего появления символов, указанных в шаблоне и помещает курсор на первый символ из шаблона. Например, командная строка:
/Hello world<CR>
находит первое появление в буфере слов Hello world и помещает курсор под буквой H.
Команда ? и следующий за ней шаблон (?pattern) ведет поиск в обратном направлении в буфере первого появления символов, указанных в шаблоне и помещает курсор на первый из этих символов. Например, командная строка:
?data set design<CR>
находит предыдущее появление в буфере слов data set design и помещает курсор под буквой d в слове data.
Эти команды поиска не выполняют циклически возврат в случае окончания строки во время поиска двух или более слов. Например, если вам надо найти появление Hello world и окажется, что слово Hello находится в конце одной строки, а слово world - первое слово последующей строки, то эти команды не найдут Hello world.
В то же время, эти команды поиска выполняют циклический возврат в конце или начале буфера для продолжения поиска. Например, если вы находитесь почти в конце буфера, а символы, которые соответствуют шаблону в начале буфера, то команда поиска / найдет шаблон.
Команды n и N позволяют повторить предыдущий запрос поиска /pattern или ?pattern:
n - повторить последнюю команду поиска;
N - повторить последнюю команду поиска в обратном направлении.
Команды / и ? не дают вам возможности указать конкретное появление шаблона с помощью числа. То есть, вы не можете, например, запросить поиск 3-го появления шаблона, начиная с текущей позиции.
В табл. 3 приведены команды vi для перемещения курсора с помощью прокрутки текста, указания номера строки и поиска по шаблону.
Таблица 3 Дополнительные команды перемещения курсора в редакторе vi
Команда
Действие
Прокрутка
^f
Прокрутка экрана вперед на полное окно. Откры- вается новое окно с текстом, расположенным ниже текущего окна
^d
Прокрутка текста вниз на пол-окна. Открываются строки, расположенные ниже текущего окна
^b
Прокрутка экрана назад на полное окно. Откры- вается новое окно с текстом, расположенным выше текущего окна
^d
Прокрутка текста вверх на пол-окна. Открываются строки, расположенные выше текущего окна
Позиционирование с помощью номера строки
1G
Перейти к первой строке в файле
G
Перейти к последней строке в файле
^g
Выдать номер строки и состояние файла
Поиск по шаблону
/pattern
Поиск вперед в буфере до первого появления шаблона. Курсор помещается на первом символе шаблона
?pattern
Поиск назад в буфере до первого появления шаблона. Курсор помещается на первом символе шаблона
n
Повторить последнюю команду поиска
N
Повторить последнюю команду поиска в обратном направлении