Метод дизайнерского проектирования состоит в том, что процесс формообразования ведется на основе выявления и отражения связи формы изделия со всеми факторами. Если учитывать только художественную сторону формы изделия, то его производство может оказаться нетехнологичным. Наоборот, учет только технологичности и рентабельности производства может привести к однообразным и скучным решениям формы, что, в конечном счете, ведет к обеднению человеческой культуры.
Основным фактором, оказывающим влияние на формообразование изделий, является их функциональное назначение.
Важнейшая задача дизайнера состоит в улучшении потребительских свойств изделий, поэтому при работе над их формой решающее значение имеет обеспечение удобства пользования.
Следует учитывать и соотношение потребительских свойств изделий и затрат на производство и их потребление, т. е. вопросы экономики, которые тесно связаны с социальными проблемами. Так, например, если создавать только очень хорошие, но дорогие изделия, то выпуск их будет малым и важнейшая проблема — удовлетворение спроса населения — не найдет своего решения.
В процессе формообразования дизайнер должен умело сочетать различные требования к изделию, разрешать противоречия между стандартными условиями его производства и необходимостью создания образной предметно-пространственной среды. Для достижения цельности и красоты изделий необходимо не только учитывать влияние отдельных формообразующих факторов, но и уметь использовать закономерности построения формы изделия, т. е. закономерности композиции. Опираясь на объективные факторы формообразования, дизайнер осмысливает эстетические представления общества и с помощью средств композиции достигает поставленной цели.
На стадии эскизного проектирования изделий мебели, т. е. в процессе формообразования, дизайнер должен реализовать также следующие требования технического характера:
•конструкцию изделия, его форму, размеры, количество и объем емкостей для хранения, их
взаимное расположение в изделии следует принимать в соответствии с функциональным назначением и эргономическими требованиями;
•конструктивная схема изделия должна обеспечивать технологичность его изготовления, простоту сборки и удобство эксплуатации при минимальной материалоемкости;
• элементы и сборочные единицы должны быть максимально унифицированными и взаимозаменяемыми, обеспечивать поставку изделий без предварительной сборки;
• на основе унификации элементов и приемов комбинаторики разрабатывать многовариантные компоновочные схемы изделий и на этой базе создавать разнообразный ассортимент, от простейших изделий до сложных наборов;
• конструкционные, облицовочные и отделочные материалы следует выбирать с учетом наибольшего соответствия их свойств эксплуатационным требованиям к изделию, его надежности, безопасности, а также эстетическим требованиям. Кроме того, при выборе материалов необходимо учитывать экономические требования;
• конструкции изделий должны быть надежными и долговечными в соответствии с предъявляемыми к ним стандартными требованиями.