Полученный диапазон [0..255] определяется типом Byte (беззнаковый)
.
.
.
знаковый 15 бит 2
бит
Если последовательность будет из 16 единиц, то
=
Полученный диапазон [-32768..32767] определяется типом Integer (знаковый).
255, 32767, 65537 и т.д. считаются мировыми программными константами. Эти значения следуют из объема памяти, необходимого для хранения величин приведенных типов в памяти ЭВМ, так максимальное значение байтовой переменной равно число, которое будет переведенным в двоичную систему дает нам максимальное число, занимаемых байт. Битовое представление каждого кодируемого символа не выйдет за пределы 8 бит.
Стандартные функции языка Турбо-Паскаль
Паскаль обладает большим набором “вшитых” в него математических функций. Функция – это преобразователь входного параметра или параметров в одно выходное значение. Например, функция sin(x) преобразует поданный ей угол в радианах в его синус. Термин “вшитый” означает, что упоминания имени функции и значения аргумента достаточно программе для ее выполнения, подобно тому, как нам хватает записи sin(x) для того, чтобы понять, что речь о синусе аргумента x.
Функция
Назначение
Результат
Примеры
Abs(x)
|x| (модуль от х)
Real,Integer
abs (3.2) = 3.2 abs (-7) = 7
Exp(x)
(«экспонента» от х)
Real
exp (0) = 1.0 exp (1) = 2.71828
Ln(x)
Ln x
Real
ln (1) = 0.0 ln (exp (2)) = 2.0
Sqr(x)
x в квадрате
Real,Integer
sqr(-3.0) = 9.0 sqr (2) = 4
Sqrt(x)
квадратный корень из x
Real
sqrt (9) = 3.0 sqrt (4) = 2.0
ArcTan(x)
arctg x (арктангенс х)
Real
arctan (0) = 0.0
Sin(x)
sin x
Real
sin (Pi/6) = 0.5 sin (0) = 0.0
Cos(x)
cos x
Real
cos (Pi) = -1.0 cos (Pi/2) = 0.0
Int(x)
целая часть x
Real
int (Pi) = 3.0 int (1.6) = 1.0
Trunc(x)
целая часть x
Integer
trunc (Pi) = 3 trunс (-2.9) = -2
Frac(x)
дробная часть x
Real
frac (1.6) = 0.6 frac (0) = 0.0
Round(x)
oкругление x
Integer
round (Pi) = 3 round (-2.5) = -3
Odd(x)
нечетность х
Boolean
odd(0)=false odd(-5)=true
Pred(x)
значение, идущее перед x
Любой
pred(‘b’)=’a’ pred(-20)=-21
Succ(x)
значение, следующее за x
Любой
succ(0)=1
Ord(x)
код значения x
Byte
ord(‘+’)=206 ord(-9)=-9
Chr(N)
символ с ASCII-кодом N
Char
сhr(206)=’+’ chr(65)=’A’
Random
генерация случайного числа на интервале (0,1)
Real
x:=Random
Random(x)
генерация случайного числа на отрезке [0,x]
Integer
n:=Random(99)
SizeOf(x)
объем памяти, занимаемый x
Integer
size(real)=6 size(char)=1
High(тип)
максимальное значение перечислимого типа
Любой
high(byte)=255
Low(тип)
минимальное значение перечислимого типа
Любой
low(byte)=0 low(boolean)=false
UpCase(x)
заглавный символ от x
Char
upcase(‘a’)=’A’ upcase(‘.’)=’.’
Readkey
значение нажатой клавиши
Char
c:=ReadKey
KeyPressed
факт нажатия клавиши
Boolean
f:=KeyPressed
Нестандартные функции
Функции
Формула пересчета
Запись на Паскале
tg x
sin(x)/cos(x)
arcsin x
arctan(x/sqrt(1-sqr(x)))
arcos x
arctan(sqrt(1-sqr(x))/x)
ln(x)/ln(a)
lg x
ln(x)/ln(10)
(a>0)
exp(b*ln(a))
(x>0)
exp(n*ln(x))
Структура программы на языке Турбо Паскаль
Структурированность программы – одно из характерных отличий Паскаля от Бейсика. Любая программа, написанная на Паскале, имеет две структурные части:
1 часть - блок описаний, содержащий идентификаторы - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты.
2 часть - основной блок программы (исполняемая часть программы) – в этом разделе происходит преобразование данных, переданных из 1 структурной части.
В общем виде написанная на Паскале программа должна содержать следующие разделы: