Идентификатор – имя величины в программе. Идентификаторами обозначаются переменные, константы, типы данных, процедуры, функции, модули и т.д.
Идентификатор может содержать латинские буквы, цифры, знак подчёркивания, а также начинается не с цифры. Идентификатор не может содержать русских и греческих букв, а также знаков препинания и математических операций.
Пример. Правильные идентификаторы:
Hello
SumOfReal
x1
H8_G7_F6
Неправильные идентификаторы:
2xy
i,beta:max
Dx
xизм
Тип данных – множество значений, которые могут принимать величины.
Описание нового типа данных в языке Pascal имеет вид:
Type T = Z;
где Type – раздел описания типов данных, T – имя типа, Z – значение типа.
Это означает, что в программе объявляется новый тип T, описываемый значением Z.
В языках программирования базовыми типами данных являются:
1. Числа.
2. Логические величины.
3. Строки.
Числа являются наиболее часто используемым типом данных в языках программирования.
По наличию знака числа делятся на:
1. Положительные (числа со знаком "+" больше нуля), причём знак "+" может не ставиться.
2. Отрицательные (числа со знаком "-" меньше нуля), причём знак "-" ставится обязательно.
3. Ноль (число без знака).
По наличию дробной части числа бывают:
1. Целые (без дробной части).
2. Дробные (вещественные, действительные), причём в качестве разделителя целой и дробной частей ставится точка.
Дробные числа обычно записывают в двух формах:
1. С фиксированной точкой, при которой число имеет фиксированное количество позиций в дробной части.
2. С плавающей точкой (экспоненциальная форма), при которой число включает:
а) Мантиссу (цифры базового числа, у которого запятая стоит в другом месте).
б) Букву E.
в) Порядок (степень числа 10).
Причём число представляет собой мантиссу, умноженную на число 10, возведённое в степень порядка.
Пример. Примеры записи чисел с плавающей точкой приведены в таблице 1.
Таблица 1
Математическая запись
Запись в программе
-1E+2
3E-3
1E120
31.4e-1
Логические величины могут принимать одно из 2-х допустимых значений: истина или ложь (true или false, 1 или 0, да или нет, включено или выключено).
Пример. Обозначения логических значений приведены в таблице 2.
Таблица 2
Логическое значение
Символьное обозначение
Числовое обозначение
Истина
true
Ложь
false
Строки представляют собой текст, заключённый в кавычки. Если строка состоит из одного символа, то она может выделяться в отдельный тип.
Константа – величина, которая в процессе выполнения программы остаётся постоянной. Константа может задаваться только своим значением (литера), а может также быть именованной.
Описание именованных констант в языке Pascal имеет вид:
Сonst C = Z;
где Const – раздел описания констант, C – имя константы, Z – значение константы.
Это означает, что в программе объявляется константа C, задаваемая значением Z.
Пример. Обозначения констант в языке Pascal :
2.87
'это строка'
pi
Описание именованных констант в языке Pascal :
Const
a=1.23;
kod='flag';
Переменная – величина, которая может изменяться в процессе выполнения программы. Переменные бывают статические и динамические. Переменная должна объявляться в программе и имеет:
1. Имя (идентификатор переменной).
2. Тип данных (принадлежность диапазону значений).
3. Значение.
Описание переменных в языке Pascal имеет вид:
Var P1 , … , PN : T ;
где Var – раздел описания переменных, P1 – имя переменной 1-й, PN – имя переменной N-й, T – тип переменной.
Это означает, что в программе объявляются переменные P1, …, PN типа T.
Пример. Описание в языке Pascal переменных i1, i2 целочисленного типа; x1, x2 вещественного типа:
Var
i1,i2:integer;
x1,x2:real;
Метка – обозначение закладки в программе. Имена меток не являются идентификаторами и могут начинаться с цифры. Метка обычно отделяется от остального текста программы двоеточием.
Описание меток в языке Pascal имеет вид:
Label M1 , … , MN ;
где Label – раздел описания меток, M1 – имя метки 1-й, MN – имя метки N-й.
Это означает, что в программе объявляются метки строк с номерами M1, …, MN .
Пример. Описание меток в языке Pascal :
Label 10,abc;
Обозначение метки в языке Pascal :
10: a:=b;
Комментарий – пояснение, которое не используется для выполнения действий в программе. Комментарии используются для описания словами действий в программе или для пропуска какого-либо участка программы. Комментарии не являются идентификаторами и могут содержать русские буквы, а также другие символы.
Комментарии бывают:
1. Однострочные, которые имеют вид:
//…
где // – начало комментария.
Это означает, что начинается комментарий до конца строки.
2. Многострочные, которые имеют вид:
{…}
или
(*…*)
где { или (* – начало комментария, } или *) – конец комментария.
Это означает, что между этими символами расположен комментарий.
Пример. Использование комментариев в языке Pascal :
a:=1; // Это однострочный комментарий
b:=2; {Это многострочный
комментарий} c:=3;
В языке Pascal используются стандартные функции и процедуры, обращение к которым включает:
1. Имя (идентификатор функции или процедуры).
2. Аргументы (список параметров в скобках, перечисленных через запятую).
Если функция или процедура реализуется во внешней программе (модуле), то надо описать этот модуль в разделе описания используемых модулей uses.