Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.
Деятельность фирмы на рынке только тогда является успешной, когда фирма нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить продукцию более высокого качества и с наименьшими затратами. Отсутствие такой политики приводит через определенное время к кризису организации и может послужить причиной банкротства.
Характер и особенности инновационных процессов определяются как общей экономической ситуацией, так и закономерностями развития, свойственные непосредственно инновационным процессам. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.
Известный американский экономист Эдвард Деминг в своей книге «Выход из кризиса» изложил свою программу управления фирмой в условиях жесткой конкуренции:
Ø Стремление к совершенствованию товара/услуги должно быть постоянным. Главная цель – сохранение конкурентоспособности, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.
Ø Постоянное совершенствование системы производства и обслуживания, чтобы повысить качество и производительность и таким образом снижать затраты.
Ø Создание системы подготовки кадров на рабочих местах.
Ø Формирование системы эффективного руководства.
Ø Внедрение обширной программы повышения квалификации и самосовершенствования.
Ø Мотивация личной заинтересованности сотрудников компании в программе преобразований.
Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помогающие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.
Наибольший вклад в развитие теории инноваций принадлежит австрийскому ученому Й. Шумпетеру. По его теории, основу экономического роста составляют инновации. Понятие инновации рассматривается как:
1) изготовление нового (неизвестного) потребителям блага или создание нового качества того или иного существующего блага;
2) внедрение нового метода (способа) производства (м.б. на базе научного открытия);
3) освоение нового для данного предприятия рынка сбыта;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
5) проведение соответствующей реорганизации.
Инновационные процессы тесно связаны с жизненным циклом продукции. Начальная фаза развития товара тесно связана с фазой НИОКР и проектно-конструкторских разработок.
Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает в себя разные стадии – начиная от исследований и разработки новой идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с масштабным производством продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д. На финансирование работ на этом этапе может потребоваться в несколько раз больше затрат, чем на исследования и разработки.
Для снижения риска и обеспечения успеха внедрения инновационной стратегии, необходимо обеспечить гибкость и непрерывность процесса, когда результат одного этапа служит отправной точкой следующего.
Объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая технология или продукция, но и новые рынки, новые методы управления, организационные структуры и т.п.