Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера
Всегда приятно получать с сервера страницу, подстроенную под возможности нашего браузера или, более того, под пользователя. Существует только две возможности генерации таких страниц: на стороне сервера или непосредственно у клиента. JavaScript-код исполняется на стороне клиента (на самом деле, серверы компании Netscape способны исполнять JavaScript-код и на стороне сервера, только в этом случае он носит название LiveWire-код; не путать с LiveConnect), поэтому рассмотрим только генерацию на стороне клиента.
Для генерации HTML-разметки контейнер SCRIPT размещают в теле документа. Простой пример - встраивание в страницу локального времени:
<BODY>...<SCRIPT>d = new Date();document.write("<BR>");document.write("Момент загрузки страницы: "+d.getHours()+":"+d.getMinutes()+":"+d.getSeconds());document.write("<BR>");</SCRIPT>...</BODY>
Объектно-ориентированный язык программирования предполагает наличие иерархии классов объектов. В JavaScript такая иерархия начинается с класса объектов Window, т.е. каждый объект приписан к тому или иному окну. Для обращения к любому объекту или его свойству указывают полное или частичное имя этого объекта или свойства объекта, начиная с имени объекта старшего в иерархии, в который входит данный объект:
13.2.
Сразу оговоримся, что приведенная нами схема объектной модели верна для Netscape Navigator версии 4 и выше, а также для Microsoft Internet Explorer версии 4 и выше. Еще раз отметим, что объектные модели у Internet Explorer и Netscape Navigator совершенно разные, а приведенная схема составлена на основе их общей части.
Вообще говоря, JavaScript не является классическим объектным языком (его еще называют облегченным объектным языком). В нем нет наследования и полиморфизма. Программист может определить собственный класс объектов через оператор function, но чаще пользуется стандартными объектами, их конструкторами и вообще не применяет деструкторы классов. Это объясняется тем, что область действия JavaScript-программы обычно не распространяется за пределы текущего окна.
Иногда у разных объектов JavaScript бывают определены свойства с одинаковыми именами. В этом случае нужно четко указывать, свойство какого объекта программист хочет использовать. Например, Window и Document имеют свойство location. Только для Window это объект класса Location, а для Document - строковый литерал, который принимает в качестве значения URL загруженного документа.
Следует также учитывать, что для многих объектов существуют стандартные методы преобразования значений свойств объектов в обычные переменные. Например, для всех объектов по умолчанию определен метод преобразования в строку символов: toString(). В примере с location, если обратиться к window.location в строковом контексте, будет выполнено преобразование по умолчанию, и программист этого не заметит:
Как легко убедиться, при обращении к свойству объекта типа URL, а свойство location как раз является объектом данного типа, длина строки символов после преобразования будет другой.
2. Лекция: Программируем свойства окна браузера
Класс объектов Window — это самый старший класс в иерархии объектов JavaScript. К нему относятся объект Window и объект Frame. Объект Window ассоциируется с окном программы-браузера, а объект Frame — с окнами внутри окна браузера, которые порождаются последним при использовании автором HTML-страниц контейнеров FRAMESET и FRAME.
При программировании на JavaScript чаще всего используют следующие свойства и методы объектов типа Window:
Таблица 14.1.
Свойства
Методы
События
status
open()
Событий нет
location
close()
history
focus()
navigator
Объект Window создается только в момент открытия окна. Все остальные объекты, которые порождаются при загрузке страницы в окно, есть свойства объекта Window. Таким образом, у Window могут быть разные свойства при загрузке разных страниц.