Заемные средства – денежные средства, переданные предприятию в долг сторонними организациями для осуществления его деятельности и извлечения прибыли.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
Основными источниками заемных средств являются: 1) ссуды банков; 2) заемные средства и других компаний; 3) средства от продажи облигаций; 4) кредиторская задолженность; 5) лизинг; 6) отсрочка налогового платежа.
Суть различия между собственными и заемными средствами заключается в том, что процентные платежи вычитаются до налогов, т.е. включаются в издержки, а дивиденды на акции собственников вычитаются из прибыли после выплаты процентов и налогов. Соотношение вышепересиленных элементов в их общем объеме образует структуру заемного капитала. Следует отметить, что в современных условиях трансформируемой экономики на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков.
По поводу степени привлеченных заемных средств в зарубежной практике существует различные мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, поскольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. А противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях. Объясняется это тем, что в этих двух странах инвестиционные потоки имеют совершенно различную природу – в США основной поток инвестиций поступает от населения, в Японии от банков. Поэтому высокое значение коэффициентов концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредит в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.
Существует значительное количество способов привлечения заемного капитала. Выбор конкретного способа привлечения заемного капитала во многом зависит от потребности в нем, от затрат, связанных с использованием того или иного способа, от доступности заемных средств и от проводимой финансовой политики на предприятии.
Большую роль в формировании финансовых ресурсов предприятия играет определение потребности в заемном капитале. Поэтому на предприятии необходимо проводить планирование использования основного и оборотного капитала.
Важным фактором планирования использования оборотного капитала является, планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем. Необходимость в определении потребности в основном капитале обусловлена тем, что по мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуется новые издания и т.д., а сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:
а) для какой цели требуются денежные средства и на какой период (краткосрочный или долгосрочный)
б) когда и сколько необходимо денежных средств
в) можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться и к другим источникам
г) каковы будут затраты при уплате догов
В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться под влиянием таких факторов как:
3) несвоевременности поступления денег за отгруженную продукцию;
4) накопление нереализованной продукции на складе.
Некоторые из перечисленных факторов обусловлены спецификой производства (сезонность производства), способом отгрузки производства (например только в навигационный период, т.е. причинами, связанными с нормальными условиями производства и реализации продукции на конкретном предприятии. Поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. Это привело бы к образованию излишков оборотных средств в определенные моменты и ослаблению стимулов к их экономичному использованию. Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства. Определение потребности предприятия в оборотных средствах осуществляется в процессе нормирования. Нормирование – это установление экономически обоснованных (плановых) норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, необходимых для нормальной деятельности предприятия.
Нормирование оборотных средств в промышленности осуществляют по следующим элементам:
Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств. Несмотря на то, что собственные средства играют главную роль в формировании оборотных средств, привлечение заемных средств тоже важно, так как при этом сокращается общая потребность хозяйства в оборотных средствах, стимулируя стремление к эффективному использованию.